«БЕЛАЯ ЛЕНТА»
Das weisse Band – Eine deutsche Kindergeschichte/The White Ribbon, Австрия – Франция – Германия – Италия, 2009, 144 мин, R. Реж.-сцен. Михаэль Ханеке («Пианистка», «Время волков», «Скрытое»); в рол.: Сюзанна Лотар (акушерка), Ульрих Тукур (барон), Урсина Ларди (баронесса), Бергхарт Клауснер (пастор), Мария-Виктория Драгус (Клара), Леонард Проксауф (Мартин), Левин Хеннинг (Адольф), Иоганна Буссе (Маргарете), Штеффи Кюнерт (Зиги), Леони Бенеш (Ева), Янина Фауц (Эрна), Тибо Серье (Густав), Райнер Бок (доктор)
Жанр. Ретро-драма с криминальными мотивами и философским подтекстом.
Персона. Уроженец Мюнхена, но австриец М.Ханеке (род. 23.03.1942 г.), сын режиссера и актрисы, с большим успехом работает в кино и в театре. Окончив Венский университет, в котором изучал философию, психологию и театр, Михаэль работал критиком, потом монтажером на ТВ, поэтому пришел в кинематограф не только талантливой, но и глубокой, разносторонней Личностью.
Концепция. Надергав цитат из сказанного Ханеке в разных интервью, я попытался отразить то, с чем вам придется столкнуться при просмотре «Белой ленты». Начиная, разумеется, с фразы, ставшей классической: «Кинофильм – это 24 неправды в секунду». Хотя большинство его коллег на словах добиваются именно реалистичности. Итак, по мнению Ханеке: «Самое главное для кинорежиссера – использовать фантазию зрителя. И что бы я ни показывал, это – уменьшение фантазии зрителя. Я стараюсь делать антипсихологические фильмы с героями, которые являются скорее не героями, а их проекциями на поверхности зрительской способности сопереживать. Я специально не даю разгадок, ни на чем не настаиваю, чтобы у зрителя возникла возможность собственной интерпретации». И далее. «Мои фильмы напоминают русскую матрешку. Вам видится одна форма, но в ней спрятана иная, еще дальше – третья, и до сути вы не всегда доберетесь… Развлекательное кино дает простые ответы, но я считаю, что, в конечном счете, оно более цинично, поскольку лишает зрителя свободы думать. Если в финале больше ответов, то это – более богатый опыт». Уверен, ознакомившись с мудростями режиссера, вы будете в большей степени готовы к той работе мозга, которая предстоит при просмотре «Белой ленты». И будьте, пожалуйста, терпеливыми, не спешите решать, что происходящее на экране чересчур мудрено для вас…
О сюжете. Раскладывать его по полочкам неправильно, чтобы не испортить удовольствие от разгадывания драматургической шарады картины. Тем более, с учетом обилия событий и персонажей. Действие происходит почти век назад, накануне Первой мировой войны, в германской глубинке. Белая лента здесь символ чистоты и невинности. Их иногда подчеркивают у детей, вплетая полоску материи в волосы либо обвязывая вокруг головы. Именно про белые ленты вспоминает строгий отец, обязывая уже подросших отпрысков, почти подростков, носить их на руке после физического наказания за провинность. До тех пор, пока родители не смогут вновь доверять им. Подобных тонких нюансов в ткани фильма множество, а начинается все с пугающе эффектного падения с лошади местного доктора, привычно скакавшего к больнице. Некто между деревьями протянул тонкий, незаметный, но очень прочный трос. Пострадавшего с ужасными переломами отвозят за 30 км в больницу… Идет неторопливое расследование, а зрители картины знакомятся с различными аспектами здешней, обычно вполне уютной жизни. И как заявлено в закадровом тексте, в возникших проблемах отражаются насущные беды всей страны…
Производство. Ханеке рассказывал, что данный проект находился в разработке более 10-ти лет. Первоначальная версия сценария была написана для мини-сериала для австрийской телекомпании. Но тогда не было финансовой поддержки даже для него, а тут усилиями компаний четырех стран, собралось 12 млн евро на фильм. Было просмотрено более 7 тысяч детей, на что ушло полгода. А вот взрослые актеры отбирались среди тех, кого Ханеке знает по совместным работам. Съемки проводились с 9 июня по 4 сентября 2008 года в германских Лейпциге, Любеке, Нетцове и Michaelisbruch. Фильм снимался в цвете, но потом ему была придана черно-белая гамма для более точного соответствия эпохе. Собравший за «Белую ленту» множество регалий оператор Кристиан Бергер («Пианистка») брал пример с изысков Свена Нюквиста в шедеврах Ингмара Бергмана. Так как Ханеке хотел натуральной темноты, то при съемках в интерьерах нередко использовалось лишь естественное освещение. Например, масляные лампы и свечи. На этапе пост-производства активно использовалась цифровая обработка изображения. Дабы удалить приметы, не соответствующие эпохе, а также для придания лицам и объектам необходимых выражений. Чтобы были подчеркнуты нюансы, соотносясь с творчеством Кафки, Босха, etc.
Прочая информация. Номинации на «Оскар»: съемки и «инофильм». При выдвижении возникла дискуссия, преподносить «Белую ленту» как немецкий или как австрийский фильм. Разочарованный необходимостью строгой категоризации режиссер заявил, что, во-первых, это фильм Ханеке, а во-вторых, – европейский. На МКФ в Канне: «Золотая пальмовая ветвь» и приз FIPRESCI. Премии «Золотой глобус» и OFCS за «инофильм»: Номинации: BAFTA, Cesar и Satellite. Премии Европейской киноакадемии: фильм, режиссура и сценарий. Номинация – съемки. Премия FIPRESCI на МКФ в Сан-Себастьяне. Номинация на премию «Юный артист»: 13-летний Л.Проксауф («Будденброки») и 18-летняя Л.Бенеш («Красивая сука»). Номинации на премии Chlotrudis (для независимого кино): фильм, режиссура, актерский ансамбль и съемки. Множество наград ассоциаций критиков. Сборы в США $1,7 млн. Рейтинг IMDb – 8,1/8327 голосов. В карьере М.Ханеке это лучший результат из 13. ***