Почти во всех областях Беларуси есть объекты, чья история насчитывает намного больше лет, чем любой из популярных памятников архитектуры. И появились они сами. Валуны по праву можно считать визитной карточкой нашей страны, ведь для наших предков они имели поистине сакральное значение. Древние белорусы верили в лечебные свойства камней, обращались к ним за помощью даже при пошиве одежды и обуви. У многих из них есть удивительные и звучные названия - Змеев камень, Степ-камень, камень Кравец: О феномене валунов мы говорим с фило софом и этнокультурологом Алексеем Дермантом.
- Как и когда в Беларуси появились валуны?
- Геологи связывают появление валунов с ледниковым периодом, когда ледник тянул за собой геологические массы, в том числе и валуны. Потому можно сделать вывод, что валуны существовали всегда. И даже есть легенды, что они появились с самого начала времен. Когда Бог создавал мир, в этом процессе также принимал участие и Черт. Он садил камни, которые постоянно росли. Когда те стали достигать угрожающих размеров, Бог их заморозил. И легенды свидетельствуют, что валуны с давних времен почитались в религиозном плане.
- А какие валуны самые большие и культовые?
- Самый интересный в этом отношении, пожалуй, Степ-камень, который находится в Докшицком районе. Это практически единственный мегалит, т. е. вертикально торчащий из земли камень. Аналоги подобным мегалитам есть в Северной Европе: в Литве, Швеции, Шотландии. Таким образом, можно сделать вывод, что наш камень также находится в циркумбалтийском регионе. Еще интересно, что из-под камня вытекают две реки - Вилия, стремящаяся на запад и днепровская Березина, которая течет на восток, а потом на юг. Следовательно, Cтеп-камень становится сакральным местом - своеобразным центром Вселенной.
- Сколько валунов осталось на Беларуси?
- Валунов на территории Беларуси довольно много. Они расположены в Витебской, Гродненской областях, в центральной части страны. Точную цифру валунов назвать достаточно сложно, потому что камни исчезают. Так, например, за годы советской власти, когда любые забабоны считались чем-то плохим и опасным, камни целенаправленно уничтожали. Взрывали, в хозяйственных целях куда-то перемещали. А в последнее время появилась мода раскрашивать валуны вдоль дорог. Однако, с моей точки зрения, этого делать нельзя, т. к. ценность какого-то объекта бесспорна лишь тогда, когда он сохраняет свою природную суть.
- Каково место валуна в жизни древнего белоруса?
- Часто валуны находились неподалеку от ручьев и дубов. И люди старались селиться у таких мест, потому что раньше на календарные праздники к камням ходили так же массово, как теперь в церковь. Люди приходили к сакральным камням, оставляли своеобразные "жертвы" - яйца, хлеб, яблоки - и просили помощи. Вода, которая собиралась в отверстиях валунов, считалась целебной и использовалась в лечебных целях. Священники это запрещали, и были случаи, когда в ответ на запреты люди бойкотировали церковь.
- К каким камням и сегодня ходят люди, считая их чудодейственными?
- До сих пор люди верят в Дождьбогов камень, который умеет вызывать дождь. Змеев камень, Степ-камень - к этим валунам ходят и приверженцы традиционной культуры, и старожилы близлежащих деревень.
- Что делать сегодня, чтобы сохранить валуны? В Минске существует музей валунов. Это выход?
- На мой взгляд, лучшее, что мы можем сегодня сделать - просто их не трогать. Потому что когда они исчезают со своего естественного места, из какого-то контекста, в котором раньше святые камни почитались, теряется правда нашей земли. И не думаю, что если их перевезти в одно место, они будут иметь какой-то сакральный смысл. Музей валунов, без сомнения, интересный объект Минска, но камни утратили часть своей жизни. А еще камни - богатейший культурный пласт, который нужно изучать, т. к. пока в этом направлении сделано мало. Беседовал Егор ГАРАЙ