Выставки художественного стекла всегда вызывают большой интерес – в Беларуси этот благородный материал имеет давнюю историю и производственную традицию.
«Неманская волна» собрала художников из Украины, Литвы, Латвии, России и Венгрии на симпозиум гутного стекла, старейшей технологии работы с расплавленным горячим стеклом. Немецкое Hutte – стеклодувная мастерская – дало название популярной технике, у которой есть и классические, и новейшие приемы. Они-то и выводят гутное стекло на уровень современного искусства.
Чтобы работать в этой технологии, нужно обладать знаниями и навыками, чувством формы и интуицией, ведь в распоряжении стеклодува только короткие мгновения. Но в последние годы художники идут по пути экспериментов и импровизаций, соединяя разные технологии и материалы, практики разных школ, поколений и тенденций.
Симпозиум проходил в Березовке, на старейшем стеклозаводе «Неман», полтора года назад. В свое время здесь работали целые династии мастеров-стеклодувов, и многие известные художники именно здесь начинали свою карьеру. Белорусское стекло всегда имело свое лицо, и в советские годы во многом благодаря «Неману» развивалось декоративно-прикладное искусство. К сожалению, позиции были утеряны, когда мировые тенденции конца прошлого века привели к новым процессам: художники стали работать в собственных студиях. Для этого нужно было иметь соответствующее оборудование и, главное, печь. В этом ключе развивались новые технологии, позволявшие по-новому работать с цветом, пространством, масштабом объектов. У нас эта тенденция не проявилась.
Симпозиум в Березовке позволил художникам прояснить, как развиваются школы художественного стекла в их странах, наладить профессиональные контакты. Будут ли найдены схемы взаимодействия художника и стеклозавода в отсутствии арт-рынка, в современных условиях, покажет время. Симпозиум проходит в первый раз, и если опыт будет признан удачным, его можно развивать – он должен помочь в развитии такого сотрудничества. Судьба самого завода тоже вызывает беспокойство специалистов: он переходит на коммерчески востребованную продукцию и, к сожалению, в ущерб художественному стеклу.
Итоговую выставку «Неманская волна» показали сначала в Березовке и Лиде, а теперь и в Минске.
Все художники представили на выставке национальные школы художественного стекла, но особенно ярко выглядят работы прибалтийских мастеров. Если у их коллег еще заметен исторически сложившийся функциональный подход к стеклу и фольклорные мотивы, то прибалты смело работают с формой, условными понятиями и скульптурными композициями. В стекле они видят только глубокий, пластичный материал и своеобразную эстетику, лишая зрителя всякого рода прозаических воспоминаний. В этой части зрителей ждет много интересного и неожиданного.
Белорусские художники Павел Войницкий, Елена Атрашкевич, Ольга Сазыкина представили на выставке работы концептуального плана. Малый зал музея современного искусства, где собраны их работы, стал пространством открытий не в меньшей степени: по содержанию и форме это работы европейского уровня.
Выставка продолжит работу до 21 апреля.
Подготовила Любовь ГАВРИЛЮК