Рубрика Олега Павлова
Россия, 2011, 100+107 мин., PG-13. Реж. Сергей Лобан («Пыль»); в рол.: Вера Строкова (Вера), Алексей Подольский (Киберстранник), Алексей Знаменский (Леша), Джим Авиньон (Авиньон), Дмитрий Богдан (Сеня), Петр Мамонов (отец), Степан Девонин (Никита), Стас Барецкий (хозяин шапито), Сергей Пахомов (дебошир Пахом), Сергей Попов (Сергей Попов), Сергей Кузьменко (Эрзац Цой), Александр Шпагин (режиссер), Андрей Лошак и Сергей Колесников (камео).
Жанр. Ироническая драма с приключенческими, лирическими и пародийными мотивами.
Выбор. Для меня «Шапито-шоу» – одно из наиболее сильных киновпечатлений последнего времени. Поэтому я, во-первых, пользуюсь возможностью, чтобы посоветовать его не упустить, а во-вторых, в фильме действительно очень много туристической тематики.
Мегатур. Представьте: меня похитили инопланетяне и, заглянув в трудовую книжку, попросили рассказать о туризме. Я же достаю из кармана завалявшийся диск с «Шапито-шоу» и иллюстрирую, что есть туризм: пеший, горный, водный, пляжный… А еще – как добираться на курорт поездом, автомобилем, автостопом… И что означает термин «дикари», и на какие «племена» они делятся. И как выглядит классический турпоход с палаткой, костром, гитарой, голыми купаниями... И что означает для постсоветского человека Крым с его переполненными пляжами и клетушками для небогатых туристов (тюремные камеры на этом фоне иным покажутся хоромами), коллективной ностальгией по эсэсэсэрии и капиталистическими новациями в сфере отдыха. И все это настолько органично вплетено в драматургическую ткань фильма, что если специально не заостряться, то можно и не обратить внимания.
Турпром. Съемки «Шапито-шоу» проводились в Москве (в т. ч. на океанографической платформе Морского гидрофизического института) и в Крыму. Основной пляж – в Симеизе. Другие объекты: Ялта, Бахчисарай, гора Каратау, ботанический заказник «Караби-яйла», Ялтинский горно-лесной природный заповедник и др. Так что Крым представлен во всей красе, за исключением того, что предлагается обеспеченному, организованному туристу. Это тем более уместно, что и условия работы съемочной группы были приближены к «дикарскому» туризму. Конечно же, все шло от неважнецкого финансирования, из-за которого съемки растянулись почти на 3 года, но, как ни странно, на мой взгляд, это положительно сказалось на творческих результатах. Ведь картинка, в хорошем смысле слова, напоминает домашнее видео, актеры в котором не столько создают образы, сколько являются частью витиеватого, но очень реалистичного действа. Участник массовки так рассказывает о происходившем на площадке: «Постоянно выгоняли отдыхающих из воды, чтобы те не попадали в кадр, но они все равно лезли. Снимали как будто на пустынном пляже, а на самом деле вокруг была куча отдыхающих, которые мешали работать и не давали сосредоточиться. О декорациях: если в театре яблоко из воска, то в данном случае его нарисуют на формате А4 и поставят на подставку (…я утрирую)». Режиссер Лобан рассказывал, что для сцены с якобы прыжком Петра Мамонова со скалы Дива нужна была массовка, денег на которую не имелось. Поэтому рок-идолу пришлось долго орать в мегафон, чтобы сбежались зеваки. И подобных историй, сводящихся к тому, что удалось сэкономить или получить бесплатно, – великое множество. Например, катер, за который поначалу едва не отдали «все, что у нас было». Но потом его владелец – «мутный тип» – не явился, но зато на глаза случайно попался старинный катер на подводных крыльях (точно такой же, как в «Айболите-66»), капитан которого оказался подвижником.
О сюжете. Поначалу может показаться, что на экране обычная любовная история, участники которой решают съездить к морю. И лишь постепенно осознаешь, что перед тобой фильм-загадка, фильм-головоломка, фильм-лабиринт. Состоит из 4 новелл – «Любовь», «Дружба», «Уважение» и «Сотрудничество» (в сумме складывающихся в две полнометражные ленты), каждая из которых, с одной стороны, самостоятельное произведение, но с другой – часть общей канвы. И поэтому, раз за разом наблюдая уже следующую новеллу, мы видим события из предыдущих, преподнесенные под иным углом зрения.
Белорусский след. Во-первых, «Шапито-шоу» – лишний повод призадуматься, почему в творческом плане не идут дела у нашего любимого «Беларусьфильма». И понимаешь, что дело не в том, что нашим киношникам не хватает денег, а в том, что недостаточно таланта, вдохновения и атмосферы творческой раскованности. Во-вторых, еще практически начинающие московские киношники – режиссер С. Лобан и сценарист М. Потапова – еще в 2001 году по заказу белорусской газеты «Навінкі» сняли фильм «Случай с пацаном» по сценарию Леши Чиканоса.
Прочая информация. Среди исполнителей ролей как пока еще не звездные выпускники «Щуки», так и любители. Например, А. Подольский – врач. В фильме звучат 12 песен, исполненные актерами и группой Karamazov Twins. Каждая из них – фактически кабаре-номер с особой хореографией (есть и общие танцевальные номера). Раньше такой подход назвали бы зонг-оперой, но по сегодняшним меркам «Шапито-шоу» не назовешь даже музыкальным фильмом, при том, что саундтрек – его сильная сторона. Специальный приз жюри МКФ в Москве. Гран-при и приз «Золотая лоза» фестиваля «Киношок». Премия «Золотой орел» за звук. Номинации: фильм и сценарий. Номинации на премии «Ника» (вручения еще не было): фильм, режиссура, сценарий, съемки и музыка Жака Полякова. Премия «Белый слон» за сценарий. Номинации: фильм, режиссура, Мамонов и музыка. Сборы в России $0,4 млн. Бюджет $2 млн. Рейтинг IMDb – 7,3/212 голосов. ***