По итогам прошлого года Греция и Болгария стали одними из немногих стран, где, на фоне общего снижения числа туристов, отправившихся на зарубежные курорты, стали чаще отдыхать белорусы. Об особенностях этих направлений, прошлом и нынешнем сезонах, а также о полетной программе на текущий год мы беседуем с директором компании «Аэротрэвел», консолидирующей чартерные рейсы в Грецию, Болгарию, Черногорию и Хорватию.
– Александр, на какой стадии находится планирование чартерных цепочек на сезон?
– Полетная программа на сезон уже готова, мы традиционно будем ставить цепочки на Грецию, Болгарию, Черногорию и Хорватию. Компания «Музенидис Тревел» планирует в этом году выполнить 39 рейсов на Салоники. Полетная программа начнется 5 мая, рейсы будут осуществляться по средам, а с 30 мая – по средам и воскресеньям. Последний рейс запланирован на 17 октября, но в настоящее время «Музенидис Тревел» совместно с «Белавиа» рассматривают вариант продления цепочки. Если говорить о Болгарии, «Музенидис Тревел» планирует выполнять традиционный авиарейс на Бургас по вторникам и пятницам – в общей сложности 33 рейса, – а также 13 рейсов на Варну. Компания R-Tours будет осуществлять две цепочки по 12 рейсов на Тиват, дни вылетов – воскресенье, среда. Первая цепочка стартует 6 июня, вторая – 13 июня, заканчиваются они 29 сентября и 6 октября соответственно. При составлении такого графика делался упор на опыт других регионов, в частности, стран СНГ, где наиболее популярны в последнее время программы продолжительностью 10–11 ночей – не в последнюю очередь и потому, что это ведет к удешевлению тура на 25–30%. Полеты в Хорватию, в аэропорт Пула, начнутся 8 июня и будут осуществляться по вторникам и субботам. Последний рейс запланирован на 2 октября, но это резервный день, я думаю, цепочка будет остановлена немного раньше – ориентировочно 22 сентября. В данном случае все будет зависеть от турфирм. Что касается самолетов, в Тиват и Салоники будет летать «Боинг-737». Для рейсов в Хорватию пока что запланирован CRJ, но здесь возможны изменения, которые будут определяться спросом. Для полетов в Болгарию турфирмы также просили Боинг, но из-за высокого спроса и технических возможностей «Белавиа», скорее всего, придется летать на ТУ-154.
– Изменится ли стоимость кресла на различных рейсах в нынешнем году?
– Стоимость пока неизвестна, она будет определена «Белавиа» позже и будет зависеть от ситуации с ценой топлива.
– Политика компаний, берущих жесткие и мягкие блоки, останется прежней?
– На Черногорию и Хорватию полностью расписаны самолеты под жесткие блоки – по такой схеме обычно работает черногорская компания R-Tours. Компания «Музенидис Тревел» традиционно предложила всем мягкие блоки на Салоники. Благодаря такой политике есть определенная конкуренция за места в самолете, однако предпочтение будет отдаваться тем компаниям, с которыми мы традиционно сотрудничали. Новым компаниям, для того чтобы иметь постоянный блок мест, предлагается дать определенные гарантии.
– Какие компании в этом году начнут сотрудничать с «Аэротрэвел»?
– Эту информацию надо уточнять у «Музенидис Тревел». Многие компании хотят сотрудничать и с нами, и с «АэроБелСервисом», делая таким образом более удобную частоту полетов.
– В этом году ожидался приход на белорусский рынок таких игроков как Coral Travel и «Мострэвел». Насколько часто «Аэротрэвелу» предлагают сотрудничество российские операторы? Как изменилась бы ситуация на белорусском туристическом рынке, если бы Coral Travel и «Мострэвел» все же вступили в игру?
– У нас были предложения о совместной работе со стороны российских и украинских операторов, но компания «Аэротрэвел» пока не начала сотрудничество с ними. Когда на рынок приходят такие крупные игроки, как Мострэвел или Coral Travel, они начинают конкурировать, резко снижая цены. Но если на одном из направлений цены становятся неоправданно низкими, могут «посыпаться» остальные направления – в результате снимаются цепочки, срывается сезон. Такая ситуация очень дестабилизирует рынок.
– Давайте сравним планы на сезон с прошлогодним количеством рейсов.
– На греческом направлении количество рейсов увеличилось. Число запланированных полетов в Болгарию остается на прошлогоднем уровне – правда, не стоит забывать, что в прошлом году на это направление ставились дополнительные самолеты. Количественные показатели по Хорватии тоже остаются на уровне прошлого года, а вот по числу рейсов в Черногорию мы почти достигли отметок 2008 года: в нынешнем году запланировано 22 рейса на Тиват, в то время как в 2009-м их было 18.
– Исходя из увеличения числа рейсов по некоторым направлениям, можно предположить, что этот сезон будет менее напряженным, чем предыдущий?
– Нет, сезон в целом, скорее всего, будет тяжелее. Наибольшие опасения вызывает Турция. Если в 2008 году в Турции отдохнуло 101 тысяча наших соотечественников с учетом тех туристов, которые летели через Россию и Украину, то в 2009-м Турцию посетило чуть меньше 82 тысяч белорусов. Однако при сокращении турпотока на 20% на этот сезон запланировано по меньшей мере на 25% больше рейсов – это неоправданный риск. Стоит посмотреть хотя бы на то, что ведущие белорусские компании сегодня уменьшили гарантированные блоки по Турции. Вообще ни для кого не секрет, что популярность Турции падает, причем не только среди белорусских туристов. Появилась альтернатива в виде системы «все включено» в Болгарии, и, естественно, достаточно большое количество рейсов в Турцию. Это регионы с более близкой и понятной нам культурой, к тому же Болгария выигрывает по ценам. А в нынешнем сезоне стоимость тура будет определяющей. 10, 20, 50 евро или долларов теперь будут иметь большое значение. Поэтому некоторое увеличение количества рейсов по направлениям, ставшим альтернативой Турции, вполне оправданно.
– Какие из консолидируемых вами направлений внушают опасения? Где сезон обещает пройти относительно гладко?
– Сложно делать прогнозы, хотя нельзя не отметить повышенный интерес турфирм к Салоникам: все помнят, насколько хорошо продавалось это направление в прошлом году. Очевиден интерес и к Болгарии – думаю, это направление должно состояться в нынешнем сезоне, тем более что прошлый год ознаменовался увеличением турпотока в эту страну, и этот рост, скорее всего, продолжится.
– Насколько я помню, Болгария хорошо стартовала в июле, а потом произошел некоторый спад.
– Я бы сказал, что очень хорошо прошли июнь и август, несколько сложнее было в июле, но этот месяц традиционно «проваливается» по всем направлениям. В прошлом году исключением стала, пожалуй, только Черногория, спрос на которую практически не менялся в течение сезона. Это направление тоже обещает быть успешным – во-первых, потому что Черногория всем известна и давно любима туристами, а во-вторых, потому что с переходом на 10- и 11-дневные программы мы существенно удешевляем тур, пакеты становятся более доступными. В этом году турфирмы просили еще больше мест на Черногорию, но позиция R-Tours в этом отношении была трезвой: они решили не рисковать и не срывать рынок. По количеству кресел мы все равно не достигли уровня 2008 года, но нынешние объемы перевозки достаточно разумны. Год будет сложным, и непонятно, будут ли у наших соотечественников деньги на отдых.
– Чего стоит ожидать от такого непростого направления, как Хорватия?
– В прошлом году Хорватия была самым сложным участком. Это эксклюзивное, тонкое направление, к которому нужен определенный подход. К сожалению, в Беларуси не хватает менеджеров, хорошо знающих Хорватию. У наших компаний нет прямого контакта с представителями хорватского турбизнеса. В Хорватии иначе построен бизнес: здесь, как и в Черногории, распространены частные виллы со своими хозяевами – наладить контакт с каждым из них довольно сложно. Но если в случае с Черногорией появился R-Tours, объединивший эти виллы и предлагающий готовый продукт, то по Хорватии такого объединения нет. Если же отвлечься от проблем направления и говорить о его преимуществах, то стоит отметить, что за три года работы не было ни малейшего нарекания от туристов, посетивших Хорватию. Хорватия – это шикарная природа и безупречный сервис. Не зря курорты этой страны – постоянное место отдыха состоятельных англичан, немцев, французов. Стоит отменить визы в Хорватию – а это вполне реальная перспектива – и туда хлынет поток наших туристов. Впрочем, в этом направлении в любом случае будет рост. Туристам уже известен Дубровник, скоро наши соотечественники начнут присматриваться и к такому интересному месту отдыха как, например, Сплит.
– То есть Хорватию можно считать перспективным направлением?
– Да, я думаю, Хорватия – это очень перспективное направление, своего рода резерв. Судите сами: мы летим в Италию и Испанию, минуя Хорватию, в то время как итальянцы предпочитают отдыхать на хорватских курортах. Каждый год наблюдается рост туристического потока в эту страну из России и Украины. Просто сегодня мы находимся в начале пути, необходимо для начала подготовить грамотных специалистов по этому направлению – существенным шагом в этом плане должен стать рекламный тур, который будет проводиться в нынешнем году компанией ВЛП и сетью отелей Maistra.
– А если рассматривать Грецию?
– Цифры говорят сами за себя: в 2008-м турфирмы отправили в Грецию около 1900 туристов, а в прошлом году – около 3300. Думаю, этот рост продолжится.
– Этими показателями Греция обязана росту популярности островного отдыха?
– Нет, мы говорим сейчас только о материковой Греции, «Музенидис Тревел» летает только на Салоники, хотя предлагает трансферы практически на все острова – и на Родос, и на Корфу, и на Миконос. Островной отдых тоже весьма популярен: так, для прошлого года был характерен значительный рост числа туристов, выбиравших Родос. А вот если говорить о Крите, это направление в прошлом году переживало определенный спад. Пожалуй, в этом сезоне не только Греция, но и другие направления, с которыми мы работаем, должны оправдать ожидания. Возможно, в июле будут сниматься какие-то цепочки, но не менее вероятно, что по некоторым направлениям будут ставиться дополнительные рейсы.
Беседовала Анна Бодяко