ЗА:
Вячеслав БОНДАРЕНКО. Медиа-оптимист
Побудил меня поразмышлять на эту тему большой плакат, мелькнувший за окном машины. Что там рекламировалось, неважно. Важно, что там стоял и улыбался во все тридцать два зуба сельский хлопчик в белой рубашке с белорусским национальным орнаментом и соломенной шляпе. Ладно, проехали. Но на следующем щите улыбалась уже деваха, тоже сельская, тоже в национальной юбке. Для пояснения надпись: «Мы – беларусы!»
Ездишь, ходишь и как-то не замечаешь, не задумываешься. А надо бы. Ну представьте, стоит на улице Парижа большой щит с фотографией французского крестьянина и слоганом «Мы – французы!» Или в Испании – снимок каталонца в национальном костюме («Мы – испанцы!»). Смешно? По-моему, очень. Нормальным людям не нужно объяснять, кто они. Они сами в курсе.
А потом подумалось о том, что такие плакаты, такие образы на самом-то деле… чрезвычайно полезны. Дело в том, что в современном бешеном мире, как ни странно, даже нормальным людям нужно… ну, не то, чтобы объяснять, но по крайней мере напоминать, кто они такие. Тем более, это нужно делать иностранцам, приехавшим в Беларусь.
Почему? Да просто потому, что в современном мире вообще нужно дорожить любым образом, хоть как-то воздействующим на зрителя (читателя, туриста и т.п.). Просто потому, что их, образов этих, стало необычайно много и разобраться в них трудно, лень или просто неохота. Так что образ белоруса в виде сельского хлопчика в вышиванке – это очень много и здорово. Вот есть в вашей голове образ среднего перуанца? А чилийца? А эквадорца?.. Да не будем так далеко ходить. Чем отличается в вашем представлении киргиз от казаха?.. Удмурт от мордвина?.. То-то и оно. А ведь это абсолютно разные народы, у каждого своя культура, свой язык, свой фольклор, литература, свои национальные блюда. И все вправе на нас обидеться точно так же, как мы обижаемся на заезжих гостей: да как это так, они даже не знают, где Минск находится. А мы сами много знаем о том, где находятся Ла-Пас и Кито?..
Во-вторых, турист, чтобы осознанно и целенаправленно поехать в ту или иную страну, просто не может обойтись без некого набора штампов. Здесь слово «штамп» я употребил отнюдь не в отрицательном смысле. Это просто набор неких визуальных (эмоциональных, интеллектуальных и т.п.) представлений о том, что и кто именно нас будет ждать в незнакомой державе. Ну вот, к примеру, в Норвегии нас встретят высокие молчаливые парни и стройные светловолосые девушки, основные занятия которых – рыбалка и добыча нефти (ну, еще плюс Александр Рыбак со скрипкой). А на Кубе мы непременно столкнемся с обилием американских машин 50-х и страстными мулатками, которые пьют ром и курят сигары… Смешно? На самом деле ничего особенно смешного в этом нет. Конечно, общение с жителями страны в пух и прах развеет многие наши стереотипы, убедит в том, что норвежцы (кубинцы, белорусы…) куда многообразнее и разностороннее, чем мы о них думали раньше. Но оттолкнуться от чего-то в познании народа необходимо. Тут-то на помощь и приходят наработанные веками штампы.
Правда, здесь крайне желательно воздерживаться от двух равно неприятных крайностей. Современные СМИ нередко навязывают нам отрицательные штампы восприятия того или иного народа. Делается это путем определенной подачи тех или иных политических новостей. И работает. Допустим, если вы хотя бы три дня в неделю будете слышать о том, что в Латвии русских бьют смертным боем или что Украина терпит крах, вы рано или поздно придете к выводу, что все латыши ненавидят русскоговорящих, а украинцы – без царя в голове. Развеять такие убеждения поможет только поездка в соответствующую страну. И тогда вы с удивлением убедитесь в том, что русская речь на улицах Риги звучит куда чаще и громче латышской, а Украина, несмотря на многочисленные трудности, вполне себе живет и развивается.
Что самое забавное, в зависимости от политической конъюнктуры такие штампы могут меняться. Вот дружим мы с Венесуэлой, и пишут белорусские СМИ об этой стране, и культурные какие-то учреждения есть в Минске, и скверы имени Боливара, и венесуэльская красавица стала лучшей, и прочее. А дружили бы с Парагваем или Аргентиной?.. Да то же самое было бы, почему нет?
Впрочем, существует и другая крайность. Это крайне умилительный, позитивный образ того или иного народа. Тут, разумеется, каждый заботится прежде всего о себе, и вот уж в чем белорусы преуспели, так это в создании собственного хорошего имиджа. Какую книжку ни раскрой – там написано о добром, толерантном, трудолюбивом, гостеприимном народе… Ну и что тут плохого? Как мы уже сказали выше, ровно ничего: образ есть, и он вполне сложился. Только в современных условиях такой образ «пай-мальчика» на национальном уровне выглядит немного странновато. Во-первых, неужели все окружающие народы, в отличие от белорусов, – злобные, нетерпимые, ленивые и негостеприимные гады?.. Съездите в Литву или Украину, проверьте. А во-вторых, неужели в начале XXI века кому-то еще интересны тихие отличники, сидящие за первой партой и знающие все, что спросит учитель?.. Не лучше ли было бы подкорректировать национальный образ, придав сельскому хлопчику немножко хулиганистых черт?.. А то получается, что он из века в век ведет уныло-праведную жизнь, ни с кем не ссорится, всем улыбается. Скучно? Скучно. Я бы в гости к такому человеку не пошел. Потому что он будет сидеть тихо и всем улыбаться.
Но скучно – не значит смертельно. Любой национальный образ можно (и нужно) корректировать в соответствии с временем. И «среднего белоруса», каким он сложился в нашем сознании и сознании наших соседей, еще вполне можно модернизировать. И тогда, вполне вероятно, с бигбордов будут нам улыбаться не пейзане в вышиванках и не идеальные рабочие в спецовках, а нормальные, обычные люди в современной одежде. Разные. И тоже, как ни удивительно, белорусы.
ПРОТИВ:
Катерина ЧЕСТНОВА. Медиа-пессимист
Не знаю, как вас, а меня уже давно передергивает от обязательных в репертуаре любого шутника перлов о горячих эстонских парнях. Ну или финских, неважно, – тоже парнях и тоже горячих.
Это как же просто прослыть остроумным. Разучить пару-тройку анекдотов на одну и ту же тему, попытаться спародировать акцент – и вот он, эффект обезьянки в зоопарке, она, то есть изображаемая шутником нация его же силами кривляется, а толпа зевак хохочет.
В результате все довольны, КВН, застолье или что там у вас было – удалось. Ура.
Спросите типичного обывателя, вот застаньте его на диване и спросите, что он знает о жителях страны, в которую когда-нибудь, может быть, соберется, а может быть и нет – в любом случае, специально он страной не интересовался. «Эээ», – подумает обыватель. А далее в голову полезут анекдоты и киношаблоны.
Украинцы? Да они же все ходят по улицам с салом под мышкой, шагу без него не ступят. И вообще, чубатые парубки.
Русские? Телогрейка, самогон, в особо тяжелых, критических случаях балалайка и белый медведь.
Итальянцы? Экзальтированные брюнеты, известные яростной жестикуляцией и не менее яростными итальянскими скандалами.
Немцы? Тихие аккуратисты и педанты. Они же, по странному совпадению, лютые садисты времен Второй мировой войны.
Французы? Галантные любовники и кавалеры, постоянно пьющие бургундское и прочее.
Американцы? Пухлые жители родины общепита (худых женщин в Америке мало и мы все их знаем – видели в кино).
Продолжите сами, это несложно. Хорошо или плохо то, что национальный характер сжимается в одну-две карикатурных черты, извлеченных из старой литературы, игрового кино, статей из позабытых газет, прочих подобных источников?…
Да что, в общем-то, хорошего? Во времена более открытых границ и все возрастающей всеобщей мобильности, любви к путешествиям устойчивость карикатурных типов даже удивительна. Это каким же нужно быть недоверчивым к миру, нелюбопытным, неспособным оглянуться вокруг себя, чтобы разметить мир и его население на удобные клеточки и на этом успокоиться!.. Немцы – педанты. Испанцы – горячие тореадоры. Белорусы – добрые хлопчики в вышиванках… Ну не XIX же век на дворе, в конце-то концов!..
Когда уже сообразят те загадочные люди, которые занимаются выработкой этого самого национального образа, что чем шире, чем непредсказуемее образ, тем это выгоднее для нации. Это стимулирует сразу все – и международные отношения, и торговлю, и искусство, да в самом народе кровь начинает быстрее бежать по жилам.
Как можно вообще подогнать нацию под единую мерку?!.. Житель Мурманска, москвич и кубанский казак – русские; и что, много между ними общего?.. Баварец и берлинец – оба немцы, но просто не поймут друг друга, если каждый заговорит на своем диалекте…
И никакого «стандартного белоруса» тоже не существует! Живет он разве что в стихах Янки Купалы да фольклорных танцевальных ансамблях... Есть мы – минчане и пинчуки, офицеры и пенсионеры, студенты и младенцы, академики и водители грузовиков, завсегдатаи клубов и спортсмены… И все мы почему-то должны верить, что наше общее воплощение – вот этот человечек в вышитой рубашке, непременно с волосами льняного цвета?.. Что если идет выставка «Зроблена у Беларусi», то она непременно должна идти под фонограмму «Песняров»?.. А если появляются поздравительные плакаты ко Дню города или 3 июля, то на них сплошь национальные костюмы среди колосьев? Исключительно?
А не кажется ли вам, что сводить в нынешнем мире огромную, разнообразную страну к некому условному образу на радостно улыбающемся плакате – значит, заранее задавать этой стране некие рамки, за пределы которых ей выходить не следует. Все вы, мол, хлопчики в вышиванках. Ты бульбаш, я бульбаш – мы это знаем… А если вы кто-то другой, то это уже дело не общественное, а ваше частное. Снял вышитую сорочку, надел деловой костюм – и ты уже не белорус, тебя не поздравляют с национальным праздником? Нет, прославитесь на этом пути, узнает вас мир – и мы тут же вспомним, что ты наш, белорус (пусть даже отсюда уехал еще твой прадед-еврей). А не прославитесь… Ну что же, много было таких, мечтавших из сельского хлопчика вырасти в кого-нибудь умного и предприимчивого.