https://www.traditionrolex.com/8
<p>...попал корреспондент газеты «Туризм и отдых». Любительский клуб «Камяніца», действующий при Дворце молодежи, второй год подряд проводит викторину по истории Беларуси среди учеников минских гимназий. Схема проста: организаторы делают рассылку с условиями конкурса, и заинтересовавшиеся учебные заведения на нее отвечают, тем самым подтверждая свое участие. На этот раз на заявки откликнулись десять гимназий г. Минска.</p>

Яна ШИДЛОВСКАЯ

…Попал корреспондент газеты «Туризм и отдых». Любительский клуб «Камяніца», действующий при Дворце молодежи, второй год подряд проводит викторину по истории Беларуси среди учеников минских гимназий. Схема проста: организаторы делают рассылку с условиями конкурса, и заинтересовавшиеся учебные заведения на нее отвечают, тем самым подтверждая свое участие. На этот раз на заявки откликнулись десять гимназий г. Минска.

star-trakt Десять команд по шесть человек в каждой заняли свои места в кинозале Дворца молодежи. Уткнувшись в «Материалы по истории Беларуси», гимназисты сосредоточенно готовились представить глубину исторических знаний на суд беспристрастного жюри. Учителя-разведчики, переговорив с организаторами, подсказывали, какой теме уделить особое внимание. «Что же о шляхте спросить могут? – недоуменно глядел на учительницу худощавый мальчишка. – Может, Радзивиллы какие-нибудь будут…» Другая команда усиленно пыталась припомнить, какие праздники отмечают белорусы. Третью волновала проблема государственного порядка: «А на русском нельзя?» – недоумевала юная гимназистка, глядя на учительницу, которая, подстроившись под условия конкурса, перешла на белорусский язык. «У нас ведь два государственных языка», – вторил однокласснице юноша. Пожелания детей не учли, и весь вечер участники конкурса, кто лучше, кто хуже, разговаривали-таки на родном языке.   

После вальса Святого Бернара в исполнении представителей общественного объединения «Гісторыка», облаченных в исторические костюмы, состязание началось. В борьбу вступили «Крылатыя вершнікі», «Філаматы», «Месцічы», «Крывічы» и др. С разминкой, в которую входили общие, но тем не менее каверзные вопросы по истории Беларуси, команды справились легко. Правильный ответ каждый раз сопровождался дружным с белорусским акцентом выкриком «YES»! Разобраться, какой праздник символизирует маска козы, чучело зимы, венок из живых цветов, также не составило труда. А вот в конкурсе «Рэч з мінулага», где нужно было узнать три предмета старины: фибулу, маслобойку и ручницу – первое огнестрельное оружие в виде длинной деревянной трубы с железным отверстием для пуль и пороха, некоторые участники потерпели поражение, назвав фибулу заколкой для волос и «весочным» кольцом, а ручницу – веретеном. Представив размеры кудесницы, которая должна была управиться с несколькокилограммовым веретеном, девушка в историческом костюме не удержалась от комментария: «Мельчаем…» Совсем не случайно отдельный конкурс был посвящен Грюнвальдской битве. И если не все команды знали, на чьей стороне воевали татары, то государство, где сегодня находится вошедшее в историю поле, назвали все. Старые замки, ставшие туристическими объектами, были быстро найдены на карте. Похоже, замки в Мире, Новогрудке, Гродно, Крево и Лиде многим известны не только по учебникам.

В перерывах между конкурсами перед детьми выступил лирник Александр Жуковский, исполнив на лире белорусского мастера Алеся Лося, «постную» песню – традиционно она исполнялась во время поста. Восторг, особенно у мужской части конкурсантов, вызвало выступление рыцарей, облаченных в доспехи Западной Европы конца XIII века. Ведущий и организатор Тимох Акудович, заметив азарт в детских глазах, пообещал, что, закончив школу, желающие смогут вступить в ряды славного войска. Ведь главное – стимул.

К концу викторины были определены три победителя: «Крылатыя вершнікі», «Сузор’е» – заняли первое и второе места, а команде под гордым названием «Пагоня» досталось третье. Получив подарки – книги от издательства «Рифтур» и компакт-диски с записью лирницких песен, дети уселись в трамвай и долго обсуждали размеры первого огнестрельного оружия. А это уже результат, если дети не остались равнодушными. По словам организаторов, хорошим результатом считается и то, что дети гимназий без исторического уклона уже второй год показывают знания основных дат, событий и имен своей истории.  

https://www.traditionrolex.com/8