Лилия КОБЗИК
4 марта наш компаньон по Союзному государству и таможенному пространству Россия проголосовала за то, что мы тут у нас, в Беларуси, за долгие годы привыкли называть стабильностью. Что такое стабильность? Это когда, что бы ни происходило, ничего не меняется. Вот в прошлом году выездной туристический рынок в одночасье рухнул, как и средняя зарплата; из Беларуси в 2011 году на заграничные курорты выехало на 100 тыс. человек меньше, чем в 2010-м, и тем не менее к этому сезону операторы приготовили массу новых программ общим объемом не меньше запланированных прошлогодних. И мы все надеемся, что они будут выполнены. Стабильность!
Как бы там ни было, думаю, мало кто сомневается в том очевидном факте, что государственный курс нашей восточной соседки определен минимум на 12 лет. Срок немалый. А поскольку именно Россия является гарантом экономической и политической стабильности Беларуси, и мы, по сути, шагаем параллельным, если не единым, путем развития, то можно, в общем, уже сегодня размышлять и прогнозировать, каким образом этот совместный путь может отразиться на нашем туризме.
Например, уже в ближайшее время может быть поднят вопрос о единой российско-белорусской визе. Разговоры на эту тему пошли еще в прошлом году, и это как раз тот случай, когда не бывает дыма без огня. Тем более, вопрос этот гораздо более тонок и, несмотря на наличие визовых санкций в отношении отдельных белорусских чиновников, прост по сравнению со введением у нас российского рубля. Но и единая виза – это, конечно, палка о двух концах.
На первый взгляд такая виза могла бы принести пользу и въездному, и выездному белорусскому туризму, если унификация произошла бы по российскому образцу.
Как известно, условия получения разрешения для въезда в Россию проще по сравнению с нашими визовыми формальностями, да и сами граждане РФ уже давно платят меньше, например, за шенген, чем мы. Возможно, единая виза также несколько поспособствовала бы развитию нашего слабенького транзитного туристического потока. Но количество, как известно, не всегда переходит в качество.
Общее с Россией визовое пространство, безусловно, нанесет непоправимый ущерб белорусскому туризму как национальной дестинации. Беда в том, что наш туризм до сих пор так и не обрел ярко выраженного национального характера. Туристы из дальнего зарубежья бывают у нас редко. Мы в принципе не успели по-настоящему идентифицироваться как отдельная дестинация ни в глазах простых путешественников, ни в «линейке предложений» операторов. В этих условиях единая российско-белорусская виза просто сотрет само название «Беларусь» с туристической карты. Стабильно!