Рубрика Олега ПАВЛОВА
The Vow, США–Бразилия–Франция–Австралия–Великобритания–Германия, 2012, 104 мин., PG-13. Реж. Майкл Сакси (кинодебют, «Серые сады»); в рол.: Рэйчел МакАдамс (Пейдж), Ченнинг Татум (Лео), Джессика Лэнг (Рита Торнтон), Венди Крюсон (др. Фишман), Сэм Нил (Билл Торнтон), Скотт Спидман (Джереми), Лукас Брайант (Кайл)
Жанр. Психологическая мелодрама.
Первоисточник. В основу сюжета положена реальная история, которая в форме газетной статьи попалась на глаза продюсеру. Трогательные и, что еще важнее, небанальные события из жизни Кима и Криккит Карпентер, начавшиеся в 2000 году, словно напросились на экранизацию. Тем более что, почувствовав интерес, Ким написал книгу, в которой уже подробно рассказал, как его супруга, попав в аварию, потеряла часть памяти, в которую входила и вся их семейная жизнь, из-за чего благоверный стал для нее лишь неизвестным мужчиной. События «Клятвы» не копируют произошедшее с Карпентерами, начиная с того, что герои фильма – молодые люди, а их прототипы до беды прожили вместе 18 лет. Группа кинодраматургов несколько лет отшлифовывала сценарий в желании расширить потенциальную аудиторию. Однако в главном мыльные страсти и реалистичность совпадают – муж делает все возможное, чтобы еще раз добиться любви той же самой женщины.
Название. Честно говоря, слово «клятва» мне кажется одиозным. Неслучайно ведь советские пионеры «торжественно обещали», а воины – присягали. Вот и в данном случае, на мой вкус, ближе подстрочный перевод – «обет». Ибо речь идет о произвольном по форме свадебном обещании быть очень хорошим супругом. Причем муж делает акцент на том, что жена всегда будет частью его жизни, что бы ни произошло. И это его дополнительно мотивирует в трудные моменты.
Хиты памяти. Так в фильме называются события собственной жизни, к которым всякий человек многократно обращается. Впрочем, я и сам давно раздумываю над неоднозначностью сего подспудного выбора. Во-первых, когда читаю свои дневники 30-летней давности, то некоторым вещам всерьез удивляюсь. Если бы мне кто-нибудь их поведал, то я мог бы и не поверить. Во-вторых, когда встречаю людей, которых много лет не видел, и, пытаясь вспомнить некие сопережитые обстоятельства, вдруг осознаю, что наши восприятия решительно расходятся. То, что тебе априори кажется весомым, врезавшимся в память по объективным причинам, собеседнику вообще неведомо, и наоборот. И лишь совместная жизнь либо близкое знакомство дает возможность корректировать воспоминания, настраивая их на единый курс, что в душевном плане очень комфортно. Вот почему, к примеру, супругам надо ездить вместе на отдых, а не отдыхать друг от друга… Потерянную информацию в конце концов можно и сообщить. Но общее впечатление, настрой, который связывает людей, восстановить невероятно сложно, что и подтверждают события «Клятвы».
Битые файлы. В компьютерную эру особенно наглядно воспринимаешь провалы в памяти. Вот посыпался жесткий диск – и что-то важное больше не открывается, становясь недоступным. Но это когда знаешь, что здесь было нечто важное, а вот если давно не заходил в данный сектор, не имея надобности, то потом можешь и не знать значимости потери и не переживать по ее поводу, хотя может наступить момент, когда отсутствие некой информации повлияет на ход судьбы. Впрочем, так, как это происходит у Пейдж, не назовешь лишь поломкой, скорее катастрофой. Однако, как ни странно, не для всех близких ей людей. Для кого-то из них «битые файлы» Пейдж – подарок судьбы, на чем изощренно заостряется внимание в фильме в желании сделать его то ли захватывающим, то ли попросту «мыльным». В итоге и первое, и второе вполне удается.
Завязка. Молодые супруги Пейдж и Лео – однозначно хорошая пара, и четыре года, прошедших с момента знакомства, тому подтверждение. А заостренность друг на друге – только плюс. Ведь его родители уже умерли, а она уже пять лет как ушла из семьи, представители которой даже не пытались войти с ними в контакт. Пейдж – скульптор, творит нечто, на мой взгляд, несусветное и, естественно, движется к признанию. Имеет студию, заказы и приглашение на участие в выставках. Лео пытается заниматься аудиобизнесом. У них много внутрисемейных традиций, ритуалов и прочих счастливых мелочей, но есть, конечно, и долги, и моменты недопонимания, и трудные для воплощения планы.
Ключевой момент. Лео и Пейдж предаются ласкам в собственном автомобиле, когда в него врезается большущий грузовик. Она, словно песчинка, вылетает через лобовое стекло; его травмы оказываются менее существенными. Пока Пейдж пребывает в коме, для Лео самое главное, чтобы любимая выжила. Но когда она приходит в себя и принимает мужа за доктора, тот быстро осознает, что предстоит решить не просто сложную задачу, а поистине невероятную. Ведь Пейдж теперь не помнит, что стало причиной ее разрыва с собственными родителями, а любовь юности Джереми, от которого она сбежала перед свадьбой, вновь обрел этот статус. Наша героиня не только больше не ощущает себя скульптором, но и не понимает собственных работ. Утеряны профессиональные навыки, и крайне сложно понять, почему именно Лео стал ее избранником. Впрочем, остальное пусть пока останется интригой…
Прочая информация. В фильме есть ляпы. Например, меняется место татуировки, которая столь удивляет ее носительницу Пейдж, а ее руки слишком легко отчищаются от глины. Съемки проводились в Торонто и Чикаго. Текущие сборы в США $91,7 млн. Бюджет $30 млн. Рейтинг IMDB – 6,5/5843 голоса. Женская оценка на 1,4 (!) балла выше мужской.
Смотрите в кинотеатрах Минска с 1 марта.