https://www.traditionrolex.com/8
<p>Вам известно, где в Минске находятся Волчья и Змеевая гора? Или кто из  минских дворян коллекционировал мумии своих врагов? А когда появляется  «моровая панна»? И кем служил в Минске первый известный белорусский  разведчик?</p>

Христофор ХИЛЬКЕВИЧ, фото Сергея Плыткевича

Вам известно, где в Минске находятся Волчья и Змеевая гора? Или кто из минских дворян коллекционировал мумии своих врагов? А когда появляется «моровая панна»? И кем служил в Минске первый известный белорусский разведчик?

Немига

Немига

Если вы быстро и с легкостью ответили на все эти вопросы, то, вероятнее всего, вас зовут Владимир Воложинский, и вы – автор-составитель вышедшего недавно сборника «Минск в легендах, мифах и преданиях». Минск Воложинского населен былинными богатырями и волколаками, буйными и романтичными призраками, водяными и русалками (последних тут было «так много, что они качались по веткам (…) не только ночью, но даже и в полдень»). «Некоторые из материалов раньше публиковались на моем сайте «Минск старый и новый» (http://minsk-old-new.com),­ – говорит автор, – но в печатном 350-страничном издании представлен более полный вариант». Кстати, предыдущий подобный сборник (назывался он «Минские предания и легенды») вышел ровно 110 лет назад, в 1902 году – его составителем был журналист и краевед Дорофей Бохан.

Его последователь – Владимир Воложинский – включил в свою книгу как легенды старого портового города Минска (да-да, таковым он когда-то был – об этом рассказывается в одной из глав), так и мифы нового времени: о пожилом кровельщике, который достроил все время обрушивавшийся купол минского цирка; о том, как Хрущев «поучаствовал» в создании минской площади Ленина; о том, что произойдет, если в полнолуние сесть в последний поезд перед закрытием метрополитена, и многие другие. Помимо собственно мифологии (от древнейшей до новейшей), автор уделил внимание неофициальной топонимике столицы – названиям предместий, улиц, площадей и даже мостов.

Но знаете, что больше всего поражает в этом сборнике? Его тираж – одна тысяча экземпляров. Это на двухмиллионный город! И дело тут не в излишней осторожности выпустившего книгу издательства – оно давно на рынке и хорошо знает его. Дело во все еще слишком слабом интересе минчан (как и белорусов вообще) к собственной истории, фундаментом которой как раз являются мифы. И пока мы настолько неинтересны сами себе, мы не сможем заинтересовать собою ни-ко-го, а вместо русалок в Свислочи так и будут плавать пустые пластиковые бутылки и прочая дрянь.

А что думаете по этому поводу вы? Оставляйте свои отзывы на портале www.TiO.by. Хотелось бы сделать это обсуждение открытым, привлечь к нему историков, экскурсоводов, работающих с этой тематикой, и просто всех неравнодушных.

Топ-5 «мифических» районов Минска

1. Сторожёвка (район гостиницы «Беларусь»). Тут, «между Татарским концом и Переспенским мостком когда-то поселился знаменитый богатырь-знахарь по прозванию Менеск, и построил он на реке Свислочи большую каменную мельницу аж о семи колесах…» Легенда об основателе Минска, является, пожалуй, самой известной и цитируемой в городе, поэтому мы не станем ее пересказывать, а лишь обратим внимание на малоизвестную часть, повествующую о месте погребения легендарного первого жителя Минска. В книге Воложинского приводится сразу две версии: по одной из них, свой последний приют Менеск обрел на древнем Сторожевском кладбище, где-то поблизости от нынешней церкви Марии Магдалины; согласно второй – тело богатыря опустили на дно реки в том месте, где Немига впадает в Свислочь.

2. Немига. Легендарная улица и река, а также, вероятно, первое название города-замка, позже ставшего Минском. В ХIХ веке на пересечении Немизской и Ново-Московской улиц (современные Немига и Мясникова) стоял обелиск высотой с двух­этажный дом. Сооруженный на народные пожертвования, он напоминал о великой битве на Немиге, произошедшей, по мнению тогдашних историков, именно здесь. Уже в 1926 году, когда начались работы по заключению реки в подземный коллектор, на этом самом месте нашли большое количество старинного оружия и человеческих останков. Выходит, легендарная сеча случилась где-то недалеко от нынешнего театра музкомедии, в районе Сендайского сквера, заложенного гостями из японского города-побратима. Лепестки растущей здесь сакуры, опадающие даже при легком дуновении ветра, японцы считают символом непрочности бытия и оборванной жизни. Наверное, неслучайно такой сквер появился именно на Немиге – улице-реке, унесшей не один десяток молодых жизней.

3. Верхний город. Если верить историкам, он до сих пор испещрен таинственными подземными ходами, некогда соединявшими храмы городского центра. В одном из них – православном кафедральном соборе Святого Духа – более полутысячи лет хранится чудотворная икона Божьей Матери, написанная, по преданию, апостолом Лукой – одним из ближайших учеников Христа. С этим образом связано много легенд, ему приезжают поклониться паломники не только со всей Беларуси, но также из зарубежья. Например, один из них – «дедушка русского рока» Борис Гребенщиков.

2010-07-27_0051

Минская городская ратуша

К числу самых загадочных зданий Верхнего города относится Дом масонов, в котором собирались члены минской масонской ложи «Северный факел», что способствовало возникновению всяческих слухов. А в городской ратуше, говорят, живет привидение – тень местного шляхтича Михала Володковича. В 1760 году он устроил пьяный дебош на заседании магистрата: выхватив саблю, ранил нескольких человек и отрубил кусочек от статуи Христа, за что был тут же покаран смертью во дворе ратуши. Через некоторое время по ночам в здании стал появляться призрак Володковича, искавший своих обидчиков, чтобы отомстить им за скорый суд.

4. Комаровка. Здесь витают легенды, связанные с материальной стороной жизни: от истории про юродивого Федьку Комара, ставшего случайным обладателем мешка, наполненного золотом, и утонувшего вместе с ним в Комаровском болоте, до приметы нового времени, что если потереть скульптуру перед входом на рынок, то придут к тебе достаток и благополучие. А еще вспоминается мифический Комаровский замок разбойников, предводителем которых одно время был лихой Сенька Сокол – когда-то лучший из дружинников князя Глеба Всеславича.

5. Лошица. По преданию, в XV веке на высоком берегу Свислочи при впадении в нее речки Лоши стоял оборонный замок, заложенный князьями Друцкими-Горскими. Позже он сменился шикарной резиденцией, гостями которой были король Речи Посполитой и российский император, известные литераторы, художники, музыканты. Говорят, в мае, в полнолуние здесь появляется призрак хозяйки усадьбы – пани Ядвиги Любанской, сто лет назад из-за несчастной любви покончившей жизнь самоубийством. На том месте, где был обнаружен ее труп, каждой весной расцветает диковинное для Беларуси растение – маньчжурский абрикос. Призрак пани Ядвиги считается покровительницей влюбленных.

Город-миф

3 марта исполняется 945 лет с момента первого упоминания Минска в летописи.

Собственно, всех этих лет могло и не быть, ведь еще в середине ХI века город был на шаг от того, чтобы прекратить свое существование. Тогда он находился в 12 километрах от современного мегаполиса, на берегу реки Менки, и являлся негласной столицей местных племен. Гигантский по средневековым меркам, занимавший площадь в 40 га, в 1067 году «первый» Минск был сожжен дотла киевскими дружинами, после чего возродился уже на новом месте, в устье Немиги.

Минск «второй» сквозь десятки войн и разрух накапливал свои жизненные силы почти девять веков, снова стал столицей и – почти полностью сгорел в топке Второй мировой. Отчасти он повторил судьбу Карфагена, до основания разрушенного римлянами более 2000 лет назад. Как и в древнем городе-государстве, в Минске после войны в живых остались лишь 50 тысяч человек, а оккупация белорусской столицы фашистами длилась 1100 дней – ровно столько же, сколько шла третья Пуническая война, уничтожившая легендарный Карфаген. Правда, в отличие от последнего, Минск все же возродился после войны, начав отсчитывать уже свою «третью» жизнь.

Три «реинкарнации» города – сам по себе мощный миф, да и число «3» является для Минска воистину знаковым. Первое упоминание о городе связано с битвой на Немиге, произошедшей 3 марта (3.03) 1067 года. В марте же (третий месяц) в разные годы в Минске происходили важные для своего времени события: в 1499-м город получил самоуправление по магдебургскому праву; в 1898-м здесь прошел I съезд РСДРП, изменивший ход мировой истории; в 1918-м была провозглашена Белорусская Народная Республика, а в 1994-м принята Конституция Республики Беларусь.
3 июля отмечается ныне как День независимости страны в память об освобождении столицы от фашистов, но мало кому известно, что эта дата уже становилась днем избавления от оккупантов еще в ХVII веке: 3 июля 1660 года войска Павла Сапеги выбили из Минска московский гарнизон. В христианстве, как известно, тройка считается символом Святой Троицы – а ведь это в ее честь названо самое знаменитое предместье города!

Таким образом, возможно, именно мифы – грамотно упакованные и преподнесенные – могут стать той волшебной кистью, что поможет расцветить порой унылый, «занадта» вычищенный минский пейзаж. Ибо, как атмосфера Земли состоит из тропосферы, стратосферы, мезосферы и т.д., так и воздух любого города нуждается в мифо- и легендосфере – иначе душа его не проживет долго.

https://www.traditionrolex.com/8