В последнее время «развелось» множество видов туризма: экологический, космический, экологический, медицинский… В этом ряду, кинотуризм преподносится, в основном, как посещение мест съемок, но я для данной рубрики предлагаю иную трактовку. Как просмотр фильма, в котором важное место отводится различным аспектам турбизнеса. Живо представляю, как такие картины смотрят, например, на занятиях в вузе, готовящем тур-менеджеров, с последующим «разбором полетов». Разумеется, с учетом того, что это художественное произведение, а никак не учебник.
«МОЯ ЖИЗНЬ В РУИНАХ»
My Life in Ruins, США – Испания, 2009, 95 мин, PG-13. Реж. Дональд Петри («Мисс Конгениальнсть», «Как отделаться от парня за 10 дней»); в рол.: Ниа Вардалос (Джорджия), Ричард Дрейфус (Ирв), Алексис Георгулис (Прокопий «Пупи» Какас), Алистер Макгоуон (Нико), Харланд Уильямс (Большой Эл), Рейчел Дрэч (Ким), Кэролайн Гудолл (д-р Таллен), Софи Стаки (Кэтлин), Рита Уилсон (Элинор), Мария Ботто (Лала)
Жанр. Дорожная комедия.
Формат тура. Групповой автобусный англоязычный экскурсионный тур по Греции с ночевками в гостиницах.
Название. В русскоязычном варианте фильм чаще называется «Мое большое греческое лето». Это сделано с целью эксплуатации популярности картины «Моя большая греческая свадьба» (2002 г.), в которой главную роль тоже играла Н.Вардалос (род. 24.9.1962 г.). За сценарий «Свадьбы» она номинировалась на «Оскар». В дальнейшем все у нее складывалось не так громко, но дама она обаятельнейшая.
Идея. Сценарий Майка Рейсcа («Симпсоны в кино») основан на личных туристических впечатлениях. Вардалос приняла активное участие в его переработке, подгоняя образ главной героини под себя. Тем более что обе, будучи этническими гречанками, выросли за океаном.
Гид-групповод. Специализирующаяся на античности историк Джорджия с удовольствием приехала в Афины, чтобы преподавать в университете на родине предков. Увы, спустя год ее увольняют по сокращению штатов. Джорджия посылает резюме в другие учебные заведения, а чтобы не сидеть без дела, устраивается гидом в агентство «Pangloss tours», коим заправляет фактически ее подруга. Как признает наша героиня, это стало жестким падением. Зато есть надежда, облачившись в фирменный голубой пиджак, нести людям свет про любимые руины… Увы, так уж выходит, что туристы не слишком любят умные речи. И поэтому в анкетах, раздаваемых в конце поездки, они дружно оценивают потуги Джорджии как «средние». Что, впрочем, является низшей оценкой. «Ну, не заводить же из-за тебя графу «отвратительно»?» – негодует начальница. Более того, она даже готова предпринять меры, чтобы появились основания избавиться от этой нудной выскочки
Конкуренция. Честно признаться, не понял, почему нельзя было просто взять и «сократить» Джорджию? Может быть, дружба не позволяет? Но предложение со стороны другого гида, хронически успешного Нико, подставить коллегу, руководителю турфирмы приходится по вкусу. Пусть и странной ценой: путем ухудшения качества обслуживания. Вроде помещения в ужасный отель, в котором буквально все плохо работает и это становится поводом не только для возмущений, но и традиционной беспроигрышной эксцентрики. Куда более логичным выглядит соревнование между гидами групп. Сам неоднократно наблюдал подобное. И если Джорджия старательно выполняет то, что ей положено по программе, то «голубок» Нико с удовольствием импровизирует, дабы понравиться туристам. И угостит, и спляшет, и комплиментами одарит. А главное, улавливая настроения, запросто заменяет музей на пляж или шопинг. При этом Нико умеет одарить подарками-взяточками и своего начальника, и работников отелей, и прочих нужных людей, затем компенсируя потери хорошими чаевыми…
Туристы. И ведь действительно, понравиться группе – особое умение. Ведь с одной стороны, это очень разные, случайно собравшиеся люди, но с другой, у тур-групп часто проявляется единое коллективистское начало. В начале фильма зрителям вкратце представляют «угодивших» в группу Джорджии. Успеваешь даже разобраться с характерами некоторых из них. Например, персонаж знаменитого Р.Дрейфусса («Челюсти») просто не может быть довольным туром, потому что впервые за много лет отправился в поездку без супруги, которая, увы, умерла. Но он таки здорово вписывается в команду, в отличие от некоторых других. Запоминается и хронически несчастная Кэтлин, которой не в радость быть с родителями. Интересно представляются туристы в зависимости от страны прибытия. Например, сообщается что австралийцы – милые люди, но понять их можно только наполовину. Американцы сплошь недалекие, зато инициативные. И поэтому, видя развалины величественных храмов, искренне удивляются тому, что их не достроили. А желая купить «шкатулочку под орехи» в православной церкви, желая найти ее… пастора, спрашивают раввина… Но больше всех достается хозяевам – легкомысленным грекам, которые тысячи лет назад были лидерами человечества, а теперь привыкли спать днем, избегать работы и танцевать, когда логично горевать. Впрочем, «хороши» все туристы, которые словно плохие студенты, отдав деньги за экскурсии, горазды их избежать. Кстати, про модные нынче рации, связывающие на экскурсиях гида и туристов, в фильме нет и речи.
Юморок. В ленте хватает того, что можно назвать пошлостью. Например, говоря, что некоторые привозят с собой развалины, намекают на совсем уж пожилых туристов, которых становится все больше. Одна из участниц группы всерьез требует пустить ее с мужем в лифт без очереди, ибо не хочет … упустить овуляцию. А что, ведь и с такими целями отправляются в путешествия. Но когда портье всерьез захотел за отправку заказного письма (с заявлением на увольнение) затащить Джорджию в постель, она удивляется, но не сильно. А цены в евро она невольно переводит в доллары и пугается…
Любовь. Джорджия одинока, что плохо влияет на эмоциональное состояние. Она готова найти себе пару, обращает внимание на ухаживания мужчин. Даже кажущиеся. Но разве могла Джорджия подумать, что ее избранником окажется шофер туравтобуса Пупи, заросший качок, смущающийся своей фамилии Какас. Поначалу он решительно не нравится Джорджии, ведь казалось, что английского он не понимает, а в автомобиле при включении кондиционера начинает идти едкий дым, что, конечно же, ужасно раздражает пассажиров. Но, как известно, любовь зла…
Реалистичность. «Моя жизнь в руинах» – первый за более чем полвека голливудский фильм, создатели которого добились разрешения на проведение съемок в Афинском Акрополе. Доселе доминировало опасение, что это может обернуться уроном для уникального памятника древней истории. Однако в данном случае власти Греции посчитали, что фильм поможет продвижению в мире греческой культуры и туризма в частности. На мой взгляд, они ошиблись. Боюсь, что часть зрителей, после просмотра фильма, расхочет посещать Элладу. Желая насытить его юмором, авторы добрались до стадии антирекламы.
Прочая информация. Сопродюсер Том Хэнкс. На пляже Джорджия поет «Never on Sunday», единственную греческую песню, отмеченную премией «Оскар». Она прозвучала в фильме «Никогда в воскресенье» (1960 г.). Съемки проводились в октябре–ноябре 2007 г. в Афинах и окрестностях, а также в Аликанте (Испания). Номинация на премию «Выбор подростков». Сборы в США $8,7 млн. Сборы в остальном мире $11,4 млн. Продажа на DVD в США $5,8 млн. Бюджет $17 млн. Рейтинг IMDb – 5,8/3480 голосов. Женская оценка почти на балл выше мужской. **