https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Ядвигу и Олега Криштоп, жителей маленького городка Витебщины, зовут  «лягушками-путешественниками». Супруги собрали вокруг себя друзей,  коллег по работе, попросту единомышленников, создав любительский клуб  пешеходов-«дальнобойщиков» «Витьба». Цель у 89 его членов проста:  побывать всюду, где есть леса. Отличная спортивная нагрузка. И,  согласитесь, хорошая альтернатива дивану!</strong></p>
<p>«Витьба» специализируется именно по лесным марш-броскам с кострами,  палатками и прочей походной атрибутикой. За последние пять лет  энтузиасты прошли пешком около тысячи километров!</p>

Как поставские путешественники… Владимира Машкова в чащобе повстречали

Денис ТРОФИМЫЧЕВ, фото из семейного архива Криштопов

Ядвигу и Олега Криштоп, жителей маленького городка Витебщины, зовут «лягушками-путешественниками». Супруги собрали вокруг себя друзей, коллег по работе, попросту единомышленников, создав любительский клуб пешеходов-«дальнобойщиков» «Витьба». Цель у 89 его членов проста: побывать всюду, где есть леса. Отличная спортивная нагрузка. И, согласитесь, хорошая альтернатива дивану!

 «Витьба» специализируется именно по лесным марш-броскам с кострами, палатками и прочей походной атрибутикой. За последние пять лет энтузиасты прошли пешком около тысячи километров! Но на этот раз разговор идет не на лесной завалинке, а в домашней атмосфере. Какая-никакая, а польза есть: так можно собраться с мыслями и рассказать как можно больше «перлов»-воспоминаний.

Олег Криштоп во главе «молодой поросли» «Витьбы» (Налибокская пуща, 2004 год)

– С чего началась история ваших, вот уж точно, похождений? Как появилась «Витьба»?

– Наверное, пятнадцать лет назад, когда мы, вчерашние студенты Могилевского государственного пед­универистета, распределенные на Витебщину, заметили друг друга. Началось все не просто так, а очень символично – в компании, на шашлыках у реки Мяделки, – улыбаясь, Ядвига с удовольствием вспоминает те дни. – Подружившись, стали собирать друзей, бренчать на гитарах, гулять по окрестностям. Было интересно, но…

– …мы поняли: душа хочет большего! Так и родилась безумная идея ходить в дальние походы, с каждым годом расширяя географию «рейдов». Собрали вокруг себя единомышленников, стали разрабатывать маршруты и осваивать их, – подхватил муж Ядвиги Олег.

Первым большим походом стала вылазка в леса Пинщины. С ночевками и привалами молодежь – 19 человек – одолела 70 километров. Самым большим открытием ребят, в большинстве своем – вчерашних горожан, было то, что в Беларуси, прям как в джунглях бассейна реки Амазонки, есть… нехоженые места!

– Помню, встали мы лагерем в районе деревни Поречье, собираем хворост для костра. Вдруг смотрим: овчарка наша Иртыш лает, задрав голову к верхушкам деревьев. А в кронах, глядим, застрял гигантский предмет – в темноте не рассмотреть, какой именно… Всю ночь только и было разговоров – что это?

Оказалось, сбитая в Великую Оте­чественную войну «рама» – остатки немецкого самолета-разведчика «Фокке-Вульф-189», заслужившая такую кличку за двойное «оперение». Без хвоста и кабины – те лежали под ногами путешественников. Краска выцвела и размылась, но на крыльях сохранились следы свастики, на фюзеляже – «фирменный» рисунок пилота, изображавший пса с советским самолетом в зубах. Итог похода таков: летная книжка фенриха (сержанта) Петера Новотны попала в музей Великой Отечественной войны в Минске. Из немецкого Касселя звонили родственники пропавшего без вести в 1944-м пилота, благодарили за весть о нем.

– Главное в лесных путешествиях все же не такие сюрпризы, а соприкосновение с природой. Мы, современные люди, считаем ее лишь фоном для себя, любимых, отрываемся от нее… Но когда человек проводит в лесу более недели, происходит чудо «природотерапии»: появляется умиротворенность, забываются стрессы и проблемы, все хорошее в людях выходит на первый план. А если человек плох, то негативные черты характера обязательно про­явятся в тяготах путешествий. Поход – «лакмусовая бумажка», которая всегда покажет, кто есть кто на самом деле, – считает главный «идеолог» «Витьбы» Ядвига Криштоп.

С годами вчерашние студенты стали женами и мужьями, появились дети, но с «Витьбой» попрощались лишь единицы. Наоборот, она разрослась до 89 человек! Живет клуб на добровольные взносы.

– А как же работа, дом?

– Конечно, со временем выбираться в походы стало труднее, – рассказывает Ядвига. – Но денег поднакопим, дела утрясем, «оккупируем» купейные вагоны или салон автобуса – и вперед, навстречу приключениям! Мне Олег предложение, кстати, в поезде Москва–Красноярск сделал. Это было так романтично!

Ядвига Криштоп на привале под Красноярском

– Подрастающая смена «Витьбы» не считает, что родители навязывают им свои увлечения?

– Наоборот, подрабатывают, чтобы купить себе палатки, лыжи, прочую экипировку. Самая страшная угроза двоечнику: «В поход не возьмем!» И действует же! – делится педагогическим опытом Олег. – Воспитывать есть кого: «напутешествовали» с женой двух дочек – Наташу и Люду.

– Какой поход запомнился больше всего?

– Наверное, карельский 2006 года. Мы ездили под тамошний город Медвежьегорск, к Мыльному озеру. Казалось, там леса, глухомань, полное одиночество. Но…

Представьте: утро, группа из 65 белорусов медленно углубляется в хвойный массив. И вдруг по прогалине бежит человек в лохмотьях, в руках – лук и стрелы! Олег (а он всегда впереди) аж остолбенел…
Подбежавшая Ядвига удивлена еще больше: бегущий – ее любимый актер, главный мачо российского кино Владимир Машков. И тут, словно с небес, раздается голос, усиленный мегафоном: «Стоп, камера! Кто пустил фанатов на съемочную площадку?» Киногруппа была так замаскирована, что ее попросту никто не заметил, а про туристов в камуфляже, да еще в зарослях, и говорить нечего – их прихода не увидели до последнего момента. Оказывается, в этих местах снимали блокбастер «Охота на пиранью». Когда первое оцепенение прошло, Машков был взят в кольцо туристками всех возрастов. В его карманы наложили горы белорусских драников. Актеров (вскоре подошел не менее знаменитый Евгений Миронов) отпустили не сразу. Ядвиге подарили нож, которым в фильме орудовал герой Машкова.

У вас в рассказах – сплошь приключения да радость открытий. А реальные трудности случались?

– Сразу скажу: всюду мы заявляем о себе в местном МЧС, берем маячок, по которому нас всегда будет видно через спутник. Правда, однажды мы его… утопили. Было это в 2007-м, на Байкале.

Белорусы явно недооценили тамошнюю тайгу. Традиционно ориентируясь по звездам и мху на деревьях, ребята долго кружили, пока «надежно» не заблудились. Звездное небо скрыла пелена облаков, затруднив возможность делать поправки пути по способу древних арабов. Идя к предполагаемому озеру, на берегах которого много турбаз, ребята кружили без конца.

– Продукты, как их ни экономили, кончились через полторы недели, сотовые телефоны в тайге совершенно не «ловили». Хорошо, что было лето – тепло, хотя комары одолевали страшно, – Олег даже сейчас рассказывает с волнением. – Пришлось делать силки из веревок и ловить лесных птиц. Занимались и сбором грибов. Как назло, попадались одни мухоморы.

Один из туристов вспомнил, чту в таком случае делали викинги. Набив несъедобными красно-белыми грибами полные котелки, белорусы отваривали их по 30–40 раз, постоянно сливая воду. Многократно отваренные мухоморы теряют токсичные свойства и вполне годны для употребления в пищу. Вкус – как у вермишели. Пища сытная, но уж очень однообразная… На 20-й (!) день странствий заблудившихся белорусов заметил вертолет российского МЧС, вылетевший на поиски. А возвращаясь через Москву в Поставы, ребята повстречали знаменитого путешественника Федора Конюхова. Он специально навестил их на вокзале, узнав из новостей о злоключениях коллег-славян. Конюхов примчался, бросив все дела, долго отыскивал группу на вокзале. Визит был такой неожиданный, что никто не догадался сфотографироваться со звездой мирового «небосклона путешествий». Это единственный эпизод, о котором в «Витьбе» до сих пор вспоминают с сожалением.

– Это ЧП научило нас серьезнее относиться к собственной безопасности, что мы всем и советуем! По-прежнему путешествуем каждый год. Хотим этим летом махнуть на Дальний Восток.

– А вдруг встретим в тайге Ди Каприо?! – шутливо вставляет Ядвига.

https://www.traditionrolex.com/8