Путешествуем с турфирмой или самостоятельно: все за и против
Современные технологии перевернули весь мир, в том числе и сферу туризма, с ног на голову. Все большее количество туристов начало формировать свой отдых самостоятельно, выбирая удачные варианты в мировой паутине, и система «сделай сам» для многих путешественников выглядит куда более привлекательной. Бронируют проживание, билеты и другие услуги, не обращаясь к турфирмам. В результате сегодня по миру «бродят» совершенно самостоятельно миллионы туристов.
Правда, остается большая категория людей, которые по-прежнему приходят в турагентства. Чаще всего это клиенты немолодые и не владеющие современными технологиями. Есть и те, которых можно назвать ленивыми: они никогда не избавятся от привычки зависеть от предложенного сервиса. Есть и еще одна категория: те, кто боятся всяких новаций и считают, что интернет – это бездушная машина, которая запросто обманет. А вот если вы пришли в фирму и смотрите в глаза менеджеру – это гарантия, что вы в надежных руках.
Назовем пять причин, по которым стоит обратиться в туркомпанию.
Отсутствие хлопот
Если клиент пришел в турфирму, то он полностью избавляется от забот, связанных с организацией путешествия. Заказ билетов, стыковки, трансферы и пр. – все это ложится на плечи специалистов. Туристу остается только уточнить сроки поездки, выбрать направление, способ передвижения, собрать документы, отдать деньги, вовремя прийти на посадку – и вот он уже отправляется в поездку. Кроме того, специалисты расскажут, какой отель лучше, что стоит посмотреть, куда сходить и предоставят другую информацию, которую не всегда знает даже интернет. Бывает и так: отпуск «нечаянно нагрянул» и метаться самостоятельно уже поздно – в этом случае турфирма играет роль «скорой помощи». В некоторых странах, например, в Египте или Тунисе, забронировать отель практически невозможно – места выкупают туристические компании.
Оптом дешевле
Самостоятельные путешественники считают, что организованная ими поездка обойдется дешевле, потому что не придется «отстегивать» туркомпании за посредничество. И это довольно распространенное заблуждение. Зачастую получается, что так называемые пакетные туры, в стоимость которых входят перелет, проживание и питание, оказываются дешевле, чем один перелет, выкупленный самостоятельно. Причина в том, что туроператоры выкупают у авиаперевозчиков и отелей блоки мест оптом, поэтому и цены получаются ниже. А еще не стоит забывать о трансфере, что тоже немаловажно. Кроме того, существует раннее бронирование, на котором можно сэкономить до 30%.
Увидеть больше
Возможно, кому-то не очень нравится осматривать достопримечательности в группе и бегать за гидом. Вместе с тем далеко не все достопримечательности можно увидеть самостоятельно – в некоторые музеи, нацпарки, галереи нужно бронировать билеты заранее, поэтому сразу в них попасть сложно. При самостоятельной организации путешествий можно пропустить какую-нибудь интересную достопримечательность, о которой знают только местные гиды. И, разумеется, индивидуальные экскурсии стоят дороже, а аудиогиды есть далеко не везде.
Оздоровить детей
Большинству родителей хочется отправить своих отпрысков на лето, чтобы они оздоровились, окрепли и получили массу новых впечатлений. И здесь самостоятельная организация вряд ли поможет, а турфирма предложит подходящие варианты отдыха, обеспечит транспортом, сопровождающими и дальнейшим контролем за детишками. Будут обеспечены также регулярное питание и развлечения.
Переложить ответственность
Когда туристы сами организуют для себя тур, то берут всю ответственность на себя. Страховка, безусловно, дело хорошее, но даже если дело не дошло до несчастного случая, то есть масса скользких моментов: это и овербукинг, и проблемы на границе, и языковой барьер, и поломка средств передвижения, и… А уж если несчастный случай, то в одиночку точно не справиться. Поэтому зачастую приятнее снять с себя ответственность и переложить ее на турфирму.
Вместе с тем турфирма далеко не всегда находится на высоте и справляется со своей главной задачей – удовлетворить все желания клиента. Мы выбрали пять факторов, которые в конечном счете заставляют туристов отказываться от услуг турагента.
Банкротство и другие финансовые проблемы
Некоторое время назад в турбизнесе царила тишь да гладь да Божья благодать. Конечно, не обходилось без мелких косяков, касающихся отдельных клиентов, но в основном туристы и турфирмы мирно сосуществовали друг с другом. Но в последнее время нерушимые, казалось бы, устои и скрепы, связывающие игроков туристического рынка, вдруг стали разрушаться. Громкие банкротства турфирм, причем фирм авторитетных, потрясли заведенный еще со времен Томаса Кука порядок вещей, больно ударив по кошелькам тысяч граждан, доверивших туркомпаниям формировать свой отпуск. И сразу встал вопрос о доверии: и действительно, кому можно доверять, если пошатнулись столпы туристического бизнеса? Основной удар банкротства приняли на себя российские турфирмы, но и в Беларуси, что называется, «отрекошетило». Кроме того, скандалы, пусть и небольшого масштаба, связанные с финансами, произошли и в нашей стране. Директора туркомпаний сбегали с деньгами, офисы закрывались, граждане оставались ни с чем.
Личные контакты могут подвести
И еще один аспект, связанный с финансовыми проблемами. Директор турфирмы «Бефана», которую недавно судили в Витебске, по словам клиентов, потерявших деньги и не поехавших в отпуск, «вызывала доверие». Милая такая, приятная женщина… смотрела в глаза, говорила убедительно. И это печальный, но не единственный пример, когда клиенты верят даже не самой турфирме, а лично менеджеру, специалисту или руководителю компании. Логика здесь простая: «Мы же с этим человеком давно знакомы, и он не может обмануть!» Увы, практика показывает, что это далеко не всегда оправдывается.
Договор – просто бумажка?!
Согласитесь, среди массы клиентов туристических компаний можно по пальцам пересчитать тех, кто внимательно читают составленный договор. И этим обстоятельством пользуются недобросовестные фирмы. Например, можно напечатать документ мелким шрифтом. Или самые важные моменты обозначить курсивом. Курсив уж точно никто не станет разглядывать. Что-то можно вообще не включать в договор, а что-то не договорить. Некоторые клиенты стесняются пристально разглядывать каждый пункт того, что указано в договоре, а некоторые небрежным жестом отправляют его на стол к менеджеру со словами: «Я вам доверяю!» Это неправильная позиция, так как в договоре должно быть описано все, что вам пообещала туркомпания и за что клиенты, собственно, отдали свои деньги. Также в нем должно быть указано все то, что должна предоставить туристам туристическая компания при возникновении всяких форс-мажорных ситуаций.
Реклама – двигатель… обмана?!
Грамотная реклама и маркетинг – неотъемлемая часть современного бизнеса. Однако многие турфирмы зазывают клиентов не совсем или совсем не сообразуясь с реальным видом собственного турпродукта. Сказать, что эта реклама недобросовестная – вроде и нельзя. Вместе с тем существует такой вид обмана доверчивых клиентов, как «фигура умолчания». Менеджер, например, утверждает и убеждает туриста, что отель стоит РЯДОМ с морем, буквально в 100 (возможны варианты) метрах. Но не сообщает при этом, что эти 100 метров – крутая лестница. Или шоссе. Или стройка.
Можно не сказать туристу, что прямо под окнами отеля находится рыбный ресторан, и запах жареной рыбы пропитал все вокруг. И таких примеров можно привести множество. Какую-то информацию можно просто утаить от туриста, и неважно, какая у него будет реакция по факту.
Глянцевые роскошные каталоги, которые показывают менеджеры в подтверждение своих слов, тоже запросто могут лгать. Во-первых, никто не отменял фотошоп, благодаря которому песочек на пляже будет выглядеть белоснежным, а не усеянным гадкими водорослями, а бассейн – большим и глубоким, а не двухметровым, да и просторный на фото номер в реале окажется довольно тесным.
Реклама в отдельных случаях выгляди не по-джентльменски по отношению к коллегам. Когда турфирма сообщает, что у нее «лучше и дешевле, чем у конкурентов», потенциальному клиенту стоит задуматься, стоит ли в такую компанию обращаться. Конечно, конкурентную борьбу никто не отменял, но в большинстве случаев многие турфирмы предлагают один и тот же турпродукт, к примеру, одни и те же отели, и как в этом случае одна фирма может быть лучше другой – непонятно. Как показывает анализ жалоб, поступающих после отпусков в различные инстанции, мотив в них чаще всего примерно один: «Что обещала фирма – и что мы получили в результате».
Дешевый сыр – только в мышеловке!
Об этом предупреждал еще классик русской литературы в «Сказке о попе и работнике его Балде». Если фирма сильно демпингует, значит, что-то не так, и клиент должен сразу насторожиться, а не кидаться очертя голову за путевкой. Стоит подумать: если предлагаемый тур слишком дешев, то в этом кроется какой-то подвох: либо автобус совсем старый, либо отель плоховат, либо экскурсии в стоимость не включены, либо… Всегда нужно помнить, что турфирма – это не благотворительная организация, и получение прибыли – ее главная задача. Сегодня, когда лицензия не требуется, клиент обязан поинтересоваться, есть ли у компании сертификат и сколько времени она присутствует на рынке. Конечно, и с акулами турбизнеса может случиться всякое, но все-таки длительность пребывания в турбизнесе дает какую-то гарантию надежности.
В преддверии сезона тема выбора: идти в турфирму или организовывать путешествие самостоятельно, приобретает особый смысл. Так что потенциальным туристам есть о чем подумать.