Как будут снимать карантинные ограничения в Европе и какие виды туризма восстановятся раньше. Оценка эксперта
Вопросы о том, в каких временных порядках будет происходить снятие карантинных ограничений в Европе и какие изменения ждут сферу туризма в целом, волнуют и туристов, и специалистов туриндустрии. За последнюю неделю поступило много информации об ослаблении карантинных мер в ЕС и готовности некоторых стран принять иностранных туристов уже ближе к середине лета. О том, как будет трансформироваться ситуация с туризмом в Евросоюзе и чего ждать представителям туриндустрии, рассказал эксперт Юрий Стоцкий, директор по продажам и маркетингу европейской принимающей компании Vizit Europe.
Что необходимо для открытия границ
Можно сказать, что вся информация, которая поступает сейчас, свидетельствует о том, что Евросоюзу будет сложно принять решение, удобное для всех, поскольку все страны находятся на разных стадиях эпидемии: кто-то близок к её завершению, а кто-то ещё вовсю с нею борется.
Возьмем пример Чехии, где население сравнимо с населением Беларуси – около 10 миллионов. Всего в Чехии заболело около 7800 человек, из них в настоящий момент 4500 уже выздоровело, а умерло за все время примерно 280 человек (информация по состоянию на 11 мая - Прим. ред.). 230 человек госпитализированы - это сложные случаи. Ежедневный прирост новых случаев варьируется примерно от 30 до 50 человек. В пике это было около 300 человек в день, что тоже сравнительно немного.
Эти данные важны для принятия решений в отношении ослабления карантинных мер: чехи пришли к выводу, что подобная «двузначная статистика» (имеется в виду прирост новых больных не более, чем на двузначное число в сутки - Прим. Ред.) должна держаться несколько недель и что количество выздоравливающих должно превышать количество новых заболевших.
При этом с уверенностью можно предположить, что страны будут открывать границы исходя из оценки количества новых выявленных случаев заболевания - то есть по этому показателю страны, открывающие границы, должны находиться в равных позициях.
Что происходит сейчас?
Официальных решений пока нет, - они находятся на стадии обсуждения, но какая-то информация уже появляется. Сейчас европейцы синхронизированно разрабатывают общий регламент для пересечения границ. Речь о том, что вся процедура возобновления проезда и открытия границ будет производиться на двусторонней основе. То есть это будет не по принципу «Еврокомиссия сказала – завтра открываем границы»: так сделать не получится, потому что ситуация везде разная. Но, например, если у австрийцев всё хорошо и у чехов всё хорошо,- они договариваются об открытии границ.
В связи с этим встает вопрос о регламенте пересечения границ. Нынешние кейсы наводят на мысль о том, что поначалу правила будут жесткими. Например, чехи уже открыли границы, но пересечь их, как ни парадоксально, очень сложно. При пересечении чешской границы необходимо предъявить справку об отсутствии заболевания COVID-19, которая действует всего 4 дня, а если её нет, - уйти на двухнедельный карантин. И всё это при условии, что вас выпустят из страны, откуда вы едете, и с учетом того, что въехать в Чехию могут только её граждане, люди с видом на жительство в Чехии или с чешской рабочей визой. Получается, что границы открыты, но пересечь их, мягко говоря, сложно.
В аэропорту Вены, например, чтобы облегчить прохождение подобных процедур, есть возможность сделать экспресс-тест на коронавирус и в течение 2-3 часов получить результат. Правда, стоит это 190 евро с человека. Но, тем не менее, можно приехать домой с такой справкой и не соблюдать двухнедельный карантин.
С 11 мая Чехия возобновляет трансграничное движение поездов и автобусов. Там тоже есть нюансы: еще неясно, каким будет регламент. Например, сейчас на сайте ж/д компании можно купить билет, а потом может оказаться, что этот билет вам не оформят или будут какие-либо ещё ограничения. Очень много еще неопределенности в толковании протоколов по пересечению границ, поэтому ожидается принятие Еврокомиссией общего протокола, единого стандарта. Чехи ведут активные двусторонние переговоры с Германией, Австрией, Словенией и Хорватией, чтобы «пробить» чехам коридор к морю - в Хорватию. И, судя по всему, они находятся на продвинутой стадии.
Есть хороший шанс, что такой коридор появится. В этом очень заинтересованы хорваты, потому что примерно 25% ВВП Хорватии - это туризм. А туристы из Германии, Австрии и Словении составляют более 90% всех прибытий в Хорватию.
BBC опубликовала новость: комиссар по туризму Германии выразил надежду, что немцы смогут поехать в отпуск уже этим летом. Подобные сигналы важны, потому что они показывают, что уже прорабатываются соответствующие протоколы.
В Чехии приняли решение о том, что продлевать режим ЧС после 17 мая не будут, последняя стадия открытия объектов инфраструктуры была запланирована на 8 июня, впоследствии перенесена на 25 мая, и есть шанс, что сроки передвинут и на 17-е мая. Также 17 мая откроют гостиницы: сейчас мы уже получаем предложения с ценами от чешских отелей с заездами начиная с конца мая.
Какие виды туризмы восстановятся первыми?
Все свидетельствует о том, что с учетом социального дистанцирования и прочих жестких протоколов в отношении путешествий, позже всего «откроются» круизы. Думаю, открытие круизного туризма может произойти только после разработки и применения вакцины или, скажем, выработки коллективного иммунитета.
Это касается и всех крупных мероприятий, MICE-туризма: масштабные мероприятия также будут оживать в последнюю очередь.
Однако и здесь движение есть. На днях мы получили приглашение на ежегодную конференцию от крупной китайской организации, которая уже несколько лет привозит в Европу по 60-80 ведущих китайских компаний для встречи с европейскими принимающими компаниями. Проведение мероприятия планируется 14-16 июля, протокол проведения уже разработан, хотя карантинные ограничения еще не сняты.
Более того, с обеих сторон есть список компаний, подтвердивших и оплативших участие. И если вскоре ограничения снимут, эти компании будут готовы первыми наладить работу с китайскими партнерами.
Касательно автобусных туров.
Если протокол будет таким, какой он есть сейчас, то обеспечить в автобусе соблюдение необходимой дистанции будет сложно. Да, можно рассадить пассажиров через кресло, но тогда придется сажать их и через ряд. В этом случае загрузка составит всего 25-30%. Это справедливо и в отношении применения подобных мер в самолетах: они либо вообще не будут летать, либо это будут цены, умноженные на 2-3, и по этим ценам, опять же, мало кто полетит.
Хотя, не исключен вариант, что государства поддержат авиационную отрасль и будет отчасти субсидировать выживание ряда авиакомпаний до стабилизации ситуации. В ином случае будет череда банкротств.
Нам видится, что быстрее всего восстановятся индивидуальные поездки и поездки в составе небольших групп. Например, на минивэнах по 4-6 человек, где (очень важный момент!) люди будут друг с другом знакомы. То есть речь о путешествиях семьями или в компании друзей. Также, возможно, будут использоваться специальные пластиковые перегородки между пассажирами и водителем для обеспечения безопасности.
Такие путешествия не будут длительными, поскольку людям придется работать, и их никто на две недели не отпустит. Получается, что есть отложенный спрос, который накладывается на ограниченные возможности людей путешествовать и на строгие протоколы. Поэтому можно говорить о том, что в Европе будут популярны короткие поездки в составе индивидуальных или мини-групп. И под это важно найти соответствующий транспорт, сформировать и рассчитать «правильный» продукт и, что важно, найти отели, подходящие с точки зрения санитарных норм.
Мы исходим из того, что туристическая отрасль будет восстанавливаться постепенно. Большая часть прогнозов сводится к тому, что это – горизонт 2-3 лет. Так считают оптимисты. Мы относим себя к реалистам: за плечами уже не один кризис. Опыт показывает, что уровень реальных доходов внесет свои коррективы в прогнозы и оценки.
С другой стороны – оптимисты живут дольше и ярче.
Так что давайте будем реалистичными оптимистами. Или оптимистичными реалистами.