За кулисами аэропорта: как экипаж готовят к внештатным ситуациям
В одном из таких центров - авиакомпании Turkish Airlines в Стамбуле - побывали корреспонденты сайта avianews.com.
Тренировки пилотов
В огромном помещении, напоминающем ангар, находится несколько крупных кабин, размещенных на движущихся стойках.
Симулятор полета Boeing 737-800 в Стамбуле. Фото: avianews.com
То, что эти сооружения имеют отношения к самолетам, непосвященные могут узнать разве что из надписей на обшивке. Например, на фото ниже — симулятор, на котором тренируют пилотов на Boeing 777-300ER.
Однако если зайти внутрь, отличить кабину симулятора от кабины настоящего самолета практически невозможно.
Кабина наклоняется в разные стороны, из-за чего создается впечатление реальности полета. Реалистичность также обеспечивают и окна, на которые проецируется изображение местности, где по легенде находится самолет.
Сзади за пилотами находится инструктор, который с помощью экрана управления создает различные ситуации. Он может поменять время суток и аэропорт, устроить шторм на пути или создать внештатную ситуацию.
В такого рода симуляторах проходят обучение как новые пилоты, так и переучиваются летчики - чтоб можно было летать на других типах самолетов. Помимо этого, каждый действующий пилот как минимум два раза в год проходит облет в таком симуляторе, чтобы подтвердить свои навыки.
Приводнение и эвакуация
В соседнем помещении находится целый комплекс для отработки действий бортпроводников в экстренных ситуациях.
Тренировочный макет самолета для отработки случаев экстренной эвакуации. Фото: avianews.com
Например, вот эта модель используется для отработки эвакуации с помощью надувных трапов. По левому борту эвакуация производится на землю, а с правой стороны — на воду. Для этого в помещении размещен настоящий бассейн 19х12 метров, его глубина - 1,45 метра.
По всему периметру бассейна находятся около десятка стендов, на которых отрабатывается теория.
Турбулентность, задымление, разгерметизация
А вот еще один симулятор, который тоже установлен на движущихся опорах. Сделано это специально: когда начинается тренировка, кабина поднимается для обеспечения реалистичности.
Здесь может отрабатываться все — от сильной турбулентности, когда трясет так, будто за бортом настоящий шторм, до разгерметизации салона или задымления.
Все это сопровождается звуками и всевозможными эффектами. Например, при разгерметизации выпадают маски и идет конденсация, а при отработке задымления белый дым окутывает кабину, и срабатывает сигнализация.
Пожар на борту
В отдельном небольшом здании находится комната тренировки при возникновении пожара на борту. Если в описываемом выше симуляторе отрабатываются действия бортпроводников при задымлении, то тут им приходится бороться с настоящим пламенем.
Возникнуть оно может где угодно — на сидении (например, загорится электроника), на полке для ручной клади или в туалете.
Поскольку пламя настоящее, то имитация элементов салона сделана из металла — чтобы можно было проводить тренировки не один раз.
Интересно то, что другие компании могут также использовать эту инфраструктуру для тренировок своих экипажей.