Как будут развиваться технологии в туризме? Прогнозы экспертов
Российское издание Rusbase рассказывает о том, какие инструменты востребованы сегодня на туристическом рынке и какие перспективы ожидают сегмент TravelTech в России и в мире. Стоит отметить, что многие проблемы на российском рынке трэвел-технологий схожи с нашими, белорусскими, - например, невысокая покупательная способность потребителей и низкая активность инвесторов.
На развитие рынка трэвел-технологий и индустрии путешествий, безусловно, влияет появление новых решений и форматов. Например, несколько лет назад туристическому рынку пришлось перестраиваться из-за стремительного развития социальных сетей и появления новых сервисов - Uber, Airbnb, BlaBlaCar и TripAdvisor.
Агрегаторы билетов и туров становятся всё популярнее и расширяют возможности туристов. Спланировать путешествие и сэкономить на поездке помогают сервисы, подбирающие выгодные предложения и оптимизирующие расходы. Особенно востребованными становятся продукты, которые позволяют самостоятельно организовывать туры и создавать индивидуальные программы отдыха.
Серьёзные изменения на рынке Travel Tecnology происходят и благодаря развитию возможностей искусственного интеллекта, голосовых ассистентов и чат-ботов. Анализировать множество потребностей пользователей можно с помощью Big Data, а больше узнать о новых местах позволяют виртуальная и дополненная реальность.
Сооснователь и технический директор сервиса Level.Travel Эллин Толстов отмечает, что сейчас в России онлайн покупаются только 7% от общего количества туров, в то время как в Германии, имеющей схожую структуру рынка, эта доля достигает 40%. Это значит, отмечает эксперт, что онлайн-сегмент имеет потенциал к стремительному росту. Причем одних технологий для этого может оказаться недостаточно – нужно вкладываться в обучение аудитории и формирование у нее соответствующей привычки. При этом от такого роста рынка должны выиграть те компании, которые смогут найти баланс между специфическими запросами потребителей и актуальными мировыми трендами - и создадут универсальный технологический продукт.
Есть ещё один важный момент - инвестиции. Сооснователь и директор по развитию платформы izi.TRAVEL Егор Яковлев считает, что ситуация с низкой инвестиционной активностью на рынке онлайн-туризма не изменится до тех пор, пока инвесторы не перестанут требовать от туристических стартапов детальных Cash Flow - потока платежей - на первых этапах работы. Этот подход, говорит предприниматель, оправдан для проверенных рынков, таких как поиск отелей и билетов, но не работает в случае с инновационными проектами.
Востребованные направления в TravelTech
Директор «Связной Трэвел» Андрей Осинцев выделяет такие актуальные направления TravelTech:
• Продажа динамических туров (dynamic packaging), то есть пакетов, которые включают минимальный набор услуг — как правило, только перелет и проживание. Но такой продукт технически сложен, и нужная информация для него почти отсутствует.
• Big Data и Machine Learning для умного поиска и формирования предложений для клиентов — часть компаний уже применяет эти технологии.
• Использование открытого поиска на любую дату и направление исходя из возможностей бюджета туриста.
Эксперт отмечает, что в последние годы происходит много изменений на рынке авиационных услуг. Здесь актуальна интеграция продаж авиабилетов по протоколу NDC напрямую с авиакомпаниями, кросс-продажи дополнительных услуг на борту самолета и перед вылетом, создание маршрутов, использующих возможности виртуального интерлайна (в противовес обычным интерлайн-соглашениям), а также регистрация багажа пассажиров до конечной точки.
PR-директор компании Aviasales Янис Дзенис, перечисляя актуальные технологии в трэвел-индустрии, отмечает, что его компания уже довольно давно перестала следовать принципу Mobile first. Сейчас 53% всех авиабилетов клиенты заказывают через мобильные устройства, однако, отмечает менеджер, далеко не для всех компаний такой подход — норма. Сегодня, утверждает Дзенис, более актуальным становится подход AI first (AI - Artificial intelligence — искусственный интеллект). Так, Aviasales уже в течение года использует сервис «Пророк», который анализирует данные за десять лет и предсказывает, как изменится цена на билет и какой момент его лучше купить с наибольшей выгодой.
Инвестиционный аналитик фонда iTech Capital Алексей Рожин указывает, что среди потребителей туристических услуг сегодня больше всего востребованы сервисы, которые позволяют искать выгодные цены на авиабилеты и отели (например, Aviasales.ru). Кроме того, по мнению эксперта, сейчас продолжает расти спрос на сервисы поиска автобусных билетов (Unitiki, Busfor). При этом из-за участившихся банкротств туроператоров все более популярны решения для самостоятельного выбора пакетных туров (Level.Travel, Travelata).
Сооснователь и директор по развитию платформы izi.TRAVEL Егор Яковлев уверен, что один из важных мировых трендов - это развитие рынка впечатлений: путешественники ищут больше эмоций и возможностей для знакомства с колоритом выбранной страны. И местные власти этому только рады: они стараются поддерживать инициативы и продукты, позволяющие «уводить» туристов от избитых маршрутов.
Руководитель направления пользовательского опыта OZON.travel Глеб Калинин отмечает, что из-за чувствительности туристов к цене для развития сегмента B2C по-прежнему будут актуальны различные сервисы, позволяющие сэкономить на поездке — агрегаторы, метапоисковики, сервисы подписок на выгодные предложения и другие решения. Некоторые туристические агентства уже сейчас «переупаковывают» свои услуги, делая пакеты более привлекательными для клиентов, например, комбинируя рейсы различных авиакомпаний или предлагая собственную страховку.
По мнению основателя сервиса Surprise Me Александра Головатого, основные потребности путешественников — поиск билетов, жилья и аренды машины — сегодня практически удовлетворены рынком. При этом некоторые компании предлагают действительно качественные услуги, и на этом рынке сохраняется довольно высокая конкуренция.
Сегодня продолжает набирать обороты рынок экскурсий и впечатлений, и это общемировой тренд, отмечает предприниматель. Современные путешественники хотят почувствовать себя местными жителями и приобщиться к локальному сообществу, и, самое главное, они готовы выделять значительный бюджет для получения такого опыта.
Перспективные ниши для инвесторов
Андрей Осинцев отмечает, что в ближайшие годы инвесторов в сегменте Online Travel будут интересовать автобусные перевозки, а также сегмент экскурсий, который развивается в том числе за счет голосовых гидов.
По словам Алексея Рожина, инвесторов на ранних стадиях сейчас больше всего привлекает сегмент продаж автобусных билетов, на поздних стадиях — продажи авиабилетов и в меньшей степени — пакетные туры.
Егор Яковлев считает, что рынок туристических сервисов должен измениться из-за роста популярности голосовых ассистентов. По словам эксперта, такие изменения приведут к тому, что множество туристических приложений просто исчезнет. Заказать пиццу можно будет попросив об этом ассистента, найти билет или выбрать отель — тоже, а провести экскурсию поможет голосовой помощник (экскурсии по региональным музеям России уже сейчас водит Алиса от «Яндекса»). Однако от этой технологии, вероятно, пострадают некоторые участники рынка, например, сервисы бронирования, которые потеряют прямой контакт с клиентом.
Глеб Калинин в качестве перспективных направлений в TravelTech выделяет технологии автоматизации клиентского сервиса, агрегации и обработки контента (география, отели, авиаперевозки), рекламные технологии, а также сервисы для управления доходностью и принятия оптимальных решений для поставщиков туруслуг.
Александр Головатый считает, что одним из наиболее привлекательных сегментов для инвесторов в TravelTech в ближайшее время останутся онлайн-продажи экскурсий и впечатлений. Предприниматель объясняет это тем, что доля самостоятельных путешественников постепенно растет, а значит, среди туристов будут набирать популярность сервисы, которые сделают самостоятельные путешествия более удобными.
Одновременно с этим в ближайшие годы должен сохраниться тренд по расширению применения искусственного интеллекта и AR. Обе технологии можно одинаково успешно использовать в сфере экскурсий.
Руководитель Ostrovok.ru Феликс Шпильман также отмечает, что одним из самых заметных трендов ближайшего будущего в путешествиях будет применение искусственного интеллекта. Компания Ostrovok.ru уже в течение нескольких лет работает с этой технологией, разрабатывая модели предсказания отмен бронирований, модели прогнозирования конверсии, а также решения, связанные с матчингом отелей и номеров.
По мнению Эллина Толстова, сейчас перспективны решения для рынков с большой потенциальной емкостью. Пример — сервисы для хозяев квартир, сдаваемых в краткосрочную аренду. Эксперт отмечает, что никто не интересовался такими решениями, пока, благодаря Airbnb и ее последователям, не развился огромный платежеспособный рынок таких собственников. Какие сегменты выстрелят следующими, можно только гадать.
Перспективными направлениями TravelTech сооснователь Level.Travel считает омниканальные продукты (то есть рассчитанные на работу с покупателями через все доступные офлайн- и онлайн-каналы продаж в единой системе). Взаимодействие с сервисами, по его мнению, сейчас не должно ограничиваться одним экраном и, кроме мобильных устройств, на передний план в ближайшем будущем должны выйти системы «умного дома», носимая электроника и другие устройства. Трендом последнего десятилетия и одним из основных требований миллениалов было желание получить продукт целиком и сразу. Сейчас, уверен эксперт, к этому требованию добавилась приставка «удобным и привычным способом». На этот запрос смогут отвечать рекомендательные системы, а также сервисы последнего шага, помогающие в путешествии и облегчающие навигацию и доступ к различным услугам на месте.
Мощная технологическая трансформация должна произойти также в B2B-сегменте, считает руководитель Ostrovok.ru Феликс Шпильман. Количество потенциально прорывных технологий в этой сфере, по мнению эксперта, огромно.
Читайте также: Прогноз Booking.com: 8 трендов в сфере путешествий в 2019 году