От угольной шахты до туризма: как TUI стал лидером мирового рынка
TUI Group - всемирно известная группа компаний, один из лидеров на мировом туристическом рынке. Владеет туристическими агентствами, отелями, авиакомпаниями, круизными судами и туроператорами. TIO.BY решил проследить, как развивалась одна из самых успешных туристических компаний мира.
TUI считает началом своей деятельности 2000-е годы, но на самом деле все началось гораздо раньше. История TUI – это история сразу двух компаний, одна из которых вообще мало общего имела с туризмом. Но обо всем по порядку.
Офис TUI в Ганновере
Итак, началось все вообще не с туризма. В 1923 году – почти сто лет назад! - появилось Прусское акционерное общество горной добычи и литейной промышленности (Preußische Bergwerks- und Hütten-Aktiengesellschaft). Пять лет спустя оно объединилось со знаменитой в то время угольной компанией и несколькими акционерными обществами, связанными с электроэнергетикой. Казалось бы – какое отношение это все имеет к туризму? Но просто запомните это название - Preussag AG: оно еще всплывет, но намного позже.
А пока о туризме. На дворе 1968 год. Четыре немецкие туристические компании - "Touropa", "Hummel", "Scharnow" и "Dr. Tigges" - объединяются и создают союз Touristik Union International, сокращенно "TUI". И через год получают миллион клиентов! Как такое возможно?
Дело в том, что каждая из компаний была по-своему уникальна и внесла в туризм что-то абсолютно новое.
Например, Dr. Tigges - самая старая из компаний-основательниц TUI - старалась максимально удешевить путешествия: в автобусах компании была предусмотрена мобильная кухня, а останавливались гости в палатках (не удивляйтесь – дело происходило в 1928 году). Также Dr. Tigges стал первым немецким туроператором, который «открыл» Майорку, предложив немцам отдых на солнечном острове. Позже семья Тиггерс подружилась с одним из владельцев гостиницы на Майорке, и в 50-е годы у них появился шикарный план: они стали предлагать немцам проводить зимние месяцы на Майорке. Это было что-то абсолютно новое!
Директора еще одной компании-основательницы TUI - “Touropa” - в 1957 посетила гениальная идея: нужно использовать морские суда не только для передвижения, но и для удовольствия! Так в Европу пришли круизы: европейцы плавали от Венеции до Дубровника, затем через Корфу и Родос в Афины. Преимуществом было то, что туристы могли прервать поездку в любой гавани, а затем продолжить путешествие на следующем круизном корабле.
Итак, несколько туристических компаний, создатели которых более полувека назад придумали то, чем мы успешно пользуемся и сейчас, объединяются - и это не может не “выстрелить”: к 1969 году количество клиентов TUI превышает миллион. С каждым годом TUI все дальше расширяет свое влияние по всей Германии.
В 1970 году к TUI присоединяется Airtours International - крупнейший в Германии туроператор, предлагающий индивидуальные авиаперелеты для состоятельных туристов в первоклассные роскошные отели по всему миру. Чтобы предлагать обеспеченным клиентам соответствующий сервис, компания отправляет в «образовательные поездки» тысячи турагентов в год.
В 1974 году туроператоры-основатели TUI (включая Scharnow, Hummel, Dr. Tigges, Touropa и TransEuropa) были преобразованы в дочерние компании TUI.
Логотип TUI в 1970-80 годы. Источник: avventureinpedivella.it
В 1970-х и начале 1980-х годов TUI активно приобретает акции у операторов морских перевозок. В это же время испанские гостиничные сети Iberotel и RIU становятся частью группы TUI. Также TUI развивает и собственные гостиницы: в 1971 году вместе со Steigenberger Hotelgesellschaft компания создает Robinson Hotel GmbH & Co. KG, и в этом же году на острове Фуэртевентура возникает первый клуб Robinson. В 1981 году TUI создает новую гостиничную сеть Grecotel с партнерами в Греции.
В первые два десятилетия после своего основания TUI уделяет большое внимание созданию широкого спектра услуг. Проще говоря, в 1970 году компания решает не полагаться на сторонних поставщиков туруслуг и создает свою сервисную службу TUI Service: сотрудники TUI сами встречают своих гостей, давают им советы о том, как распланировать свой отпуск, помогают организовывать специальные поездки и заботятся о проблемах, которые иногда возникают у туристов с другими поставщиками услуг - например, отелями. Также примерно в это время TUI начинает предлагать поездки на фермы и специализированные пляжи, а также туры для спортсменов и специальные программы для молодежных компаний.
В 1971 году TUI вместе с немецкой авиакомпанией Lufthansa и государственной железнодорожной компанией Bundesbahn основывают “START” - совместное предприятие по разработке электронной системы бронирования. Революционная идея для того времени! К 1979 году программа заработала, и в том же году с помощью компьютера была забронирована первая поездка TUI. К 1993 году около 90% заказов TUI (примерно 22 миллиона поездок) оформляются через электронную систему бронирования START.
В 1980-е TUI начинает предлагать европейцам туры на Кубу, а среди основных направлений для отдыха лидируют Турция и Доминикана.
Логотип TUI, 1980-е. Источник: avventureinpedivella.it
В 1988 году TUI начинает свою первую национальную рекламную кампанию и совместно с Bundesbahn представляет Autoreisezug – поезд для перевозки автомобилей туристов в место отдыха. Также, чтобы повысить лояльность клиентов, TUI выпускает карту, которая предоставляет клиентам различные льготы, скидки и специальные предложения. В 1989 году компания запускает собственную систему франчайзинга TUI UrlaubCenter.
В 1993 году началась “битва за TUI” - борьба среди компаний, которым принадлежат акции. А их за 25 лет получилось немало: ж/д компания Deutsche Bundesbahn (23% акций), логистическая компания Hapag Lloyd (11%), издатель Axel Springer Verlag (10%), Schickedanz - холдинг почтовой фирмы Quelle и универмаг Horten AG (25%), а также холдинг Kahn, представляющий интересы 16 меньших акционеров TUI (в основном турагентств – 30% акций). Как ни странно, в некоторой степени ссоры сослужили TUI хорошую службу: узнаваемость бренда подскочила. Параллельно с этим TUI расширяет свое влияние в Европе, укрепляясь на рынках Нидерландов, Бельгии, Швейцарии и Австрии.
А дальше все развивается просто молниеносно. Помните компанию Preussag AG, о окторой шла речь в самом начале? Так вот, треть Preussag принадлежит компании WestLB. В 1992 году WestLB покупает холдинг Kahn, которому, если помните, принадлежит 30% акций TUI, - и становится крупнейшим акционером компании. Затем, в 1997 году, Preussag AG продает компанию Salzgitter (это предприятие занимается производством стали) и заявляет о приобретении Hapag Lloyd, которой на тот момент принадлежит 30% акций TUI. Таким образом Preussag основательно выходит на туристический рынок.
Далее WestLB передает Preussag право распоряжаться своими 30% акций TUI, полученными от холдинга Kahn. Таким образом, в руках у компании Preussag AG оказывается контрольный пакет акций. В начале 1998 года группа Schickedanz также продает свою долю акций компании Preussag. 25% акций остались в руках у компании Deutsche Bahn, но в 1999 году Preussag их тоже покупает.
Таким образом, с января 2000 года TUI Group становится туристическим подразделением реструктурированного Preussag AG. Ни одна другая немецкая компания не подвергалась такой глобальной и быстрой рыночной трансформации, как группа TUI AG.
Несмотря на такие кардинальные перемены, TUI устраивает масштабный “блицкриг”, одну за другой скупая крупнейшие туркомпании Европы. Так, в 2000 году куплен известнейший туристический холдинг Великобритании - British Thomson Travel Group, приобретен пакет акций французской операторской группы Nouvelles Frontieres. После этого купить крупнейших операторов в Западной Европе - Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Австрии, Португалии, Польше, Ирландии, Испании – для TUI не составило труда. Да, фирменная стратегия TUI – покупка контрольных пакетов акций лидеров местных рынков.
Компания TUI купила холдинг Thompson в 2000 году
В 2006 году, по некоторым источником, у компании возникли финансовые проблемы, но уже 2007 году в результате слияния туркомпаний TUI Tourism и First Choice Holidays образуется компания-гигант TUI Travel PLC — и дела у компании снова налаживаются.
В 2014 году немецкая компания TUI AG объявляет об объединении с дочерней британской компанией TUI Travel PLC. Так возникает TUI Group – компания, какой мы ее знаем в современном виде.
Логотип TUI Group сейчас. Источник: wikipedia
Важную роль в продвижении бренда сыграло броское короткое название и запоминающийся логотип – фирменная “туевская” улыбка. Как говорится, все гениальное просто.
Сейчас TUI - это более 1600 турагентств и ведущих онлайн-порталов, шесть авиакомпаний (в сумме это около 150 самолетов), более 380 отелей и 16 круизных лайнеров.
Представительства TUI есть в России и Украине. Большая доля акций TUI в России принадлежит миллиардеру Алексею Мордашову. TUI Ukraine основана в 2009 году на базе украинской компании «Вояж Киев» и сети турагентств «Галопом по Европам». В 2013 году в состав TUI Ukraine вошел один из сильнейших туроператоров Украины – Turtess Travel.