В тоске
Боже, а ведь мы тоже были молоды. Горизонты были манящими, жизнь била ключом и не в смысле «по голове», хотя и по ней била, а была бурлящей, наполненной оптимизмом и ожиданием счастья. Было ли оно в нашей жизни? Хотя слово было - это то, чего уже нет. А что будет? Став пенсионером, стараешься об этом не думать.
Друзья незаметно отошли и зарылись на дачном участке в грядки с огурцами или просто «осели» на скамеечке у подъезда, или прилипли к экрану, вживаясь в жизнь сериала. Чего мы ждем? А ничего, если не считать повышения пенсии, облегчения от новой мази для растирания поясницы, наколенников из собачьей шерсти или еще какой панацеи от болезней по возрасту.
Вот и я поддалась такому настрою, подсела на сериалы, затосковала, почувствовала тяжесть на плечах, боль в коленях и тоску по ушедшим временам. Как не пустить тоску одиночества в душу? Трудно ответить на этот вопрос, когда чувствуешь себя застывшим облаком. Поехала к подруге Жене в деревню, увидела, как она работает, невзирая на возраст, и устыдилась своей праздности. В пять подъем, дойка коровы, кормежка скота, бег на ферму с препятствиями, полевые работы… и так до темноты.
Женя вошла во двор, и стадо кур, переваливаясь с ноги на ногу, побежало за ней в ожидании корма, в сарае замычал бычок, услышав голос хозяйки, и завиляли хвостами собаки. Спрашиваю: «Откуда силы берешь?» Отвечает: «От земли, – и улыбается, – а помнишь, как в молодости…. А ведь и сейчас душа требует праздника!»
А ведь и правда душа каждого требует праздника, чтобы мы ни говорили, как бы ни скрывали свои желания за словами «мне уже ничего не надо», понимая, что возможности, как финансовые, так и физические, ограничены, душе нужна радость. Годы не меняют душу, стареет только тело, а душа остается прежней.
Жене скоро шестьдесят, работает заведующей фермой в колхозе. Иногда я приезжаю к ней в гости, мы топим баньку, паримся березовым веничком, а потом сидим на завалинке баньки и смотрим на звезды. «Романтиками родились, романтиками и умрем, – говорит Женька, – съездить бы в горы!» Слова запали в душу.
В этом году в летнее солнцестояние мы с ней бегали в поле покачаться обнаженными по росе на утренней зорьке, до смерти напугали соседа, пригнавшего в поле лошадь, и ввели в шок Женькиного мужа, которому сосед рассказал о своем видении. «Если подумать, сколько той жизни осталось!? – говорит Женька. – А так хочется заглянуть за горизонт», и, приняв решение, мы звоним старой знакомой Анне в Швейцарию.
В гостях
В результате получаем приглашение от Анны в страну гор со снежными вершинами. Конечно, о том чтобы подняться на снежную вершину, не думаем, хотя бы посмотреть, вдохнуть горного воздуха, выпить чистой альпийской воды. И не глядя на нужды хозяйства, потребность в зимних сапогах и артрит, мы вытряхнули чулки, сберкнижки, вырыли неприкосновенный запас – и в путь.
Понимаю, что призыв к пенсионерам «Вперед навстречу горизонту» прозвучит как издевательство, однако все равно скажу: ездите в гости, в путешествия, всюду, куда вам позволит здоровье и средства. Поверьте, вы продлите свою молодость и отодвинете старость, хоть на какое-то время.
Швейцария страна дорогая, не по средствам, но мы все-таки позволили себе эту роскошь (признаюсь, мы обе еще работаем, а так бы пришлось туго), захотелось хоть раз в жизни посмотреть на снежные вершины гор. Я столько читала об Альпах, о горнолыжных курортах, представляла их в мечтах, кроме того, как там живут наши ровесники?
Страна стареющая, много пожилых людей. Седина не мелькает то там, то здесь, она присутствует и там, и здесь. У нас стараются скрыть седину, особенно женщины, красят волосы, и это действительно молодит. Кстати, к окраске волос прибегают и мужчины, правда, значительно реже. Мой сосед, ему уже семьдесят, красить волосы начал с сорока лет, черненький, как жучок, перед женщинами петухом прохаживается, жена, когда злится, называет его «крашеный петух».
В Швейцарии пенсионный возраст у женщин с 65 лет, а у мужчин с 67. Но и продолжительность жизни у них значительно выше. Скорее всего, долголетию способствует чистый горный воздух, здоровый образ жизни и культура питания. Рацион швейцарцев составляют в основном овощи, мясо или рыба три раза в неделю. Кстати, пьяных не видела – ни в рабочий день, ни в выходной.
Удивила активность пожилых людей. Гуляя по набережной в городах Люцерн и Цюрих, мы встретили пары значительно старше нас. Мужчины и женщины, убеленные сединами, гуляли, наслаждаясь хорошей погодой и видом на вершины гор, улыбаясь, беседуя и держась за руки. И это здесь норма, они бережно относятся друг к другу.
В зоопарке
Мы видели на улицах старушек и стариков, которые передвигаются с ходунками, несмотря на это, они гуляют и посещают общественные места. Обратили внимание, как старушка с ходунками переходила от вольера к вольеру в зоопарке Цюриха. Здесь же гуляли и пожилые пары, они пришли побыть в условиях, приближенных к естественной природе.
Зоопарк в Цюрехе – это излюбленное место для отдыха мам с малышами и людей преклонного возраста. Местные жители покупают абонементы на год и ходят сюда как в парк, приходят всей семьей провести выходной. В зоопарке есть кафе, места для приема пищи, оборудованные детские площадки, много скамеечек, на которых можно посидеть передохнуть, так как зоопарк расположен на горе и приходится то подниматься, то спускаться по дорожкам.
Люди здесь в любом возрасте подтянуты и хорошо сложены, они до глубокой старости работают над своим телом. Одежда простая, не броская, швейцарка скорее потратит свои деньги на фитнес, чем купит норковую шубку. Руководствоваться она будет не тем, что шуба дорогая, а тем, что не гуманно убивать животных, чтобы пошить шубку, и занятия спортом важнее, чем дорогая одежда.
Сравниваю себя с ними, и мне неудобно, чувствую себя расплывающейся. Правда, на это никто не обращает внимания, кроме тигров: повернули дружно головы в мою сторону и уставились немигающим взглядом, видно, выделили, как лучший бифштекс. За две недели пребывания здесь я встретила всего две полные женщины.
При встрече следующей пожилой пары подруга толкает меня: «Смотри, люди живут полной жизнью, старше тебя, а ты в депрессию впала, из-за чего?!» «М-да…. Приеду домой, пойду на фитнес».
В зоопарке пытаемся найти самое маленькое в мире парнокопытное (яванский канчиль), ростом оно до 25 см, существовало еще 50 млн лет назад. Сказали, оно здесь есть. Когда я представила мышь с копытами, то очень захотела на нее посмотреть. К сожалению, мы его так и не нашли, но посещением зоопарка остались довольны.
В облаках
Следующая экскурсия у нас в горы. Переживаю, как я поднимусь в горы с артритом, ведь врач советовал не перегружать ноги и не переохлаждать. В назначенный день мы проснулись и ахнули – именно сегодня, впервые за все время нашего пребывания, шел дождь. Озадаченные, мы колебались, но другого времени у нас не оставалось, и мы поехали.
Страшновато ехать по мокрому серпантину и заглядывать в ущелья. Лесистые горы, коровы на высоте 2000 м с громкими колокольчиками, одиночные фермы на склонах, горнолыжный курорт. Дальше – вверх на подъемнике. Меня охватывают сомнения, не повиснет ли кабинка на канате, а вдруг подъемник испортится, ведь он построен более века назад.
Меня успокаивают, оборудование работает хорошо, и, уже не обращая внимания на позвякивание и покачивание кабинки под опорой, компенсирую страх красотой, открывающейся с высоты. Дождь продолжает свое мокрое дело, но не холодно.
Прямо на глазах по склону горы на поселок стекает облако. Есть такой феномен у облаков: за счет того, что у них температура ниже температуры поверхности горы, с которой они сталкиваются, они могут по ней сползать, и тогда температура у подножия, из-за спустившегося облака, значительно ниже температуры на соседних участках.
Поднявшись на высоту 2200 м, мы идем к горному озеру. Вода изумительной чистоты, дно и берега из черного камня (гранит и кварц), и зеркальная гладь, отливающая сталью, а вокруг зеленая трава. Облако не дает нам долго любоваться этой красотой и укутывает нас со всех сторон… влажно, слегка прохладно.
Облако укрывает все, мы вне пространства. У меня возникает мысль: «Вот так чувствуют себя заблудшие души, попадая в безвременье, блуждая в поисках пути между небом и замлей». Трудно найти путь, когда ты в центре облака и нет ориентира, и мне кажется, я тоже теряю ощущение пространства и времени.
Интересуюсь, есть ли такое ощущение у Жени: «Что ты сейчас чувствуешь?» Отвечает: «Что я ежик в тумане». Я улыбаюсь, это замечательно. Женя вернула меня на землю от фантазий, но на всякий случай спрашиваю: «А ты не чувствуешь себя заблудшей душой, ищущей путь в тумане?»
«Нисколько, – говорит Женя, – я чувствую себя ежиком в тумане и крепко держу сумочку. Чтобы не потерять ее, как ежик потерял свой узелок». И я тоже начинаю чувствовать себя ежиком в тумане, кроме того – молодым ежиком, и молодость и счастье возвращаются ко мне на некоторое время. Нам легко и весело, нам нравится быть ежиками в облаке. Облако поднимается на пару минут, чтобы дать нам возможность сфотографироваться, а потом снова накрывает нас.
В ресторане
Продолжая путь в облаке, подходим к ресторану. Пиво, чай с ромом по-охотничьи, жареная картошка еще больше поднимают настроение. Выпив бокал пива, я слегка пьянею, то ли от пива, то ли от тепла, то ли от горного воздуха, и страх перед высотой отступает, и вот я уже храбрый заяц, готовый подняться на снежную вершину.
В ресторане много народу: здесь и туристы, и местные жители, чтобы не возиться с готовкой, пришли в ресторан всей семьей отдохнуть и пообщаться. Все здороваются, здесь так принято. За соседний столик присел мужчина с бородой и большой собакой, которая села у его ног. Нам пояснили, что это пастух, он здесь ежедневно обедает.
Встретили двух женщин, примерно 65 лет, на горных велосипедах. Есть здесь такое развлечение – спускаться с гор на велосипеде. Заговорили с ними, оказывается, они спускаются с гор не только на велосипедах, но и зимой на лыжах. Только в прошлом году поменяли лыжные трассы черных квадратов (для спортсменов) на синих квадратов (для любителей). «Для нас – это уже жестко», – призналась одна из них.
Дома
Дома рассказали знакомым о путешествии, их это удивило. У нас пожилой человек на лыжах редкость, а представление о ресторане - это декольте, шпильки, музыка, накрашенные губки и флирт. А там ресторан - место отдыха для всей семьи, с детской площадкой, где ребятня играет, пока родители отдыхают.
Да, по-разному мы понимаем многое. Но все хотим одного - мирного неба, счастья нашим детям, и достойной старости. Хорошего всем настроения, и долгих лет!