Благословенно солнце – оно вдохновляет, а дальше, как пойдет: строй дома, лепи равиоли. Еще итальянцы вкладывают определенный душевный импульс в красивую одежду, украшения и обувь – чувство стиля у них в крови.
Октябрь в Риме – сезон не бархатный, а шелковый: все вышеперечисленное, от архитектуры до разноцветных шарфов, легко, светло, весело. Открытием для меня было то, что вечный город – не застывший памятник, а живой организм, с повседневной, полноценной жизнью. Например, на первом в мировой истории ипподроме, известном как античный цирк Максимус, римляне гуляют с собаками. И это очень круто!
В предчувствии Рима
Италия началась для меня в минском аэропорту со слова pronto (алло), несколько раз прозвучавшим из уст колоритных пассажиров, не идентифицировать которых было невозможно.
Регистрацию объявили чуть ли не на час позже, и вылет тоже отложили. За это время морозное солнце сменилось морозным дождем, так и полетели – с двумя стихиями одновременно.
Но сам перелет! Его можно считать отдельным бонусом – облачные кружева, живая приморская география как будто в руках, горные расщелины веером. Да и первый акведук я увидела тоже с высоты – совершенно отчетливо. И фруктовые плантации, и какие-то исторические территории, где ведутся раскопки.
На час опоздали с прилетом, и как результат срывалась моя первая, обзорная экскурсия по городу, что, согласитесь, важно. Но аэропорт Фьюмичино оказался не слишком сложным, все процедуры, включая получение багажа, прошли быстро. С огромным облегчением увидела свой законный трансфер – от фирмы Gartour. Меня встретила Татьяна, русскоязычный ассистент, и на машине доставила в отель. Попутно успокоила, все объяснила и заверила, что программу свою я обязательно выполню. Принимающая компания – партнер «Белориентира» оказалась на высоте!
Но окончательно я поняла, что нахожусь в Риме, только в номере «Архимеда». Мало того, что само здание XIX века, с барочными интерьерами. Так еще прямо в моей комнате к окну 3-х метровой высоты вели ступеньки. Светлые, широкие, средней высоты, похоже, из травертина – римского мрамора. Тут я готова была простить даже тот факт, что номер был на первом этаже, и мое драгоценное окно выходило на улицу. Зато напротив оказался Banca D Italia, очень солидный офис с государственным флагом плюс флаг ЕС и прочими атрибутами европейской жизни. Да, шумновато, но Рим!
Город для людей с воображением
Из беседы:
- Все так красиво, итальянцы живут как в музее!
- Это хорошо? Как можно жить в музее с видом на музей?
- А как можно жить с видом на маргариновый завод?..
Считается, что в Швейцарии родилось понятие «арт-банкинг», то есть своего рода индустрия инвестиций в искусство. В Риме в полной мере можно говорить об инвестициях в историю. Огромные вложенные средства и выдающаяся, опять-таки в своем роде, эксплуатация историко-культурного наследия – это об Италии.
Наука, музеи и транспорт, гостиницы и рестораны, классический театр, торговля и повсеместный, безусловный приоритет итальянского языка – все работает на туризм, на отдых, на гостеприимство в любом формате и качестве. Итальянцам проще раздать туристам со всего света карты и разговорники, чем выучить пару фраз по-английски. Исключение составляют, наверное, только отели и минимальное, кое-где, обслуживание. Но собственный язык – часть культуры, и его тоже показывают, причем во всей красе. Демонстрация себя – своего искусства, спортивного азарта, любви к жизни, импозантных мужчин и элегантных женщин, но главное, своей подлинной, не поддельной истории – доведена здесь до стандарта, до аксиомы. А история живет на пьедестале как абсолют и непреложная истина. Итальянская классика сплошь и рядом охраняется ЮНЕСКО как мировое культурное наследие – 47 объектов из 937 во всем мире.
Что из этой роскоши выбрать в Риме? В мой тур «Римские каникулы» входили 4 экскурсии: обзорная, императорский Рим, район Трастевере и гетто, посещение кинотеатра с просмотром фильма по истории Рима. Видимо, это базовый набор, к которому можно добавить: ночной Рим, галерею Боргезе, город и парк Тиволи, римские замки, музеи Ватикана, христианский Рим, Неаполь и Помпею, Флоренцию, ужин в театре-ресторане.
С одной стороны, «лучший способ избежать искушения – уступить ему». И например, ночной Рим явно не повторяет дневной, и по маршруту, и по восприятию. Сразу скажу, что подсвечен центр города очень локально и аккуратно, как это допускают условия самой исторической среды, – ведь в эпоху античности не могло быть яркого современного освещения. Мягкий свет ближе к аутентичности – забавно, что туристы из России сравнивали этот подход с московским и остались римлянами недовольны.
Но использовать все экскурсионные возможности по максимуму я не решилась: впечатлений было бы избыточно много. Поэтому пришлось выбирать и оставлять еще свободные дни, чтобы информация улеглась, не превращаясь в полный хаос. Много в Риме всего! Энергетически очень мощный город! И с тайнами, загадками. Масштаб, помпезная античность, высокий имперский стиль, классика мирового искусства – честно говоря, для человека, не избалованного таким пиршеством духа, серьезное испытание. Нужно сосредоточиться: подлинный Рафаэль, Микеланджело, Тициан... Тут их полотна, скульптуры, здесь проект или планировка площади, там роспись.
Вне конкурса, без сомнений, Колизей. Очень мне хотелось на него посмотреть. И не понятно было, как же выглядит сама площадь, как это все может соединиться. Теперь я свидетель: соединяется. Колоссальный амфитеатр – на 87 тысяч мест, со зловещей историей гибели сотен христианских мучеников и кровавыми боями гладиаторов – соединяется с современным транспортом и еще более древними руинами форумов и холмом Палатино. И по нынешним меркам он огромный:чтобы обойти арену, ярусы и арки, нужно очень много времени. Очередь на входе стоит всегда, но если купить единый билет в археологические музеи (за 23 евро Форум, Капитолийские музеи, термы Диоклетиана и т.д.), можно начать с Палатино и потом без очереди проследовать в Колизей.
Экскурсовод с удовольствием рассказывает, как горожане растаскивали его камни на хозяйственные постройки – чтобы стереть мрачную память о жертвах, да и с пользой для дела. Очень знакомый сюжет.
Из лестниц я выбрала, разумеется, Испанскую, очень странную и, как и многие римские достопримечательности, расположенную на площади ассиметрично, с постройками разных веков и стилей. В Риме много памятников с двумя и даже тремя названиями, и Испанская лестница – один из них. То есть официально это лестница церкви Тринита-деи-Монти, и у основания ее – совсем неожиданный фонтан-«лодочка» работы Пьетро Бернини, отца Джан Лоренцо Бернини.
Говорят, что лестница была заказана как барочная в целях сохранения этой самой стилистики. Но сделать ее в этом ключе было сложно – ведь лестница по определению состоит из четких углов и прямых линий. Конечно, Бернини-старший вышел из положения – смягчил все очертания, а время доработало округлости: ступени и перила так вытерты, что строгой геометрией тут нет и близко.
Как ни парадоксально, но сюда приходят посидеть – не подняться или спуститься, чтобы проследовать от улицы Кондотти и других праздников шоппинга до церкви, а посидеть. Что заставляет массу людей разного возраста, гражданства, социального статуса и т.д. прийти и сесть на отполированные ступеньки, не понятно. Не банальная усталость, нет. Тут упоительно сидеть, место притягивает без всякой видимой причины. Это еще раз к слову о римской энергетике и таинственности или невозможности высказать. Может, поэтому Рим – вечный город, бесконечный для понимания?
Из этой же истории – фонтан Треви. Пафосный, живописный, работы Николы Сальви, со звонким плеском воды, он окружен огромным числом туристов. Штраф за купание – 200 евро, но периодически, под аплодисменты и радостный смех, кто-нибудь окунается в лазурную воду.
В этой части города прямо на улицах особенно часто выступают не просто музыканты, а вполне искушенные в оперном репертуаре вокалисты – нельзя не заслушаться и не положить 1 евро в корзиночку для денег. С любопытством рассматриваю соседние здания – кое-где это жилые дома, и среди закрытых жалюзи иногда можно увидеть окно с бельем на веревке, или человека с телефоном, или обнимающуюся пару. Значит, есть у этого прекрасного прошлого сегодняшний день!
Среди всех достопримечательностей три эти места – самые атмосферные. Сложно сказать, почему, ведь есть в Риме чудесные площади, есть термы Каракаллы, паломников привлекают христианские святыни, эстетов – вилла Боргезе и парк Тивали, а уж Ватикан с Сикстинской капеллой – вообще отдельный разговор. Ощущать глубину веков римской империи и невероятное барокко XVI–XVII веков – наслаждение эйфорическое.
Продолжение следует
Автор благодарит компанию «Белориентир» за организацию поездки – с учетом всех индивидуальных предпочтений. Результат превзошел ожидания!