Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29
-
+375 29 653 00 33
- +375 33 653 00 33
- +375 17 366 16 669
Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29
-
+375 29 653 00 33
- +375 33 653 00 33
- +375 17 366 16 69
Заповедник всемирного значения
На скоростном поезде КТХ расстояние от Сеула до Кёнджу покрывается за два часа. Этот город на протяжении девятисот лет (до 935 года) был столицей древнекорейского государства Силла (Шилла) и одним из самых процветающих городов Восточной Азии. Сегодня это чемпион по количеству достопримечательностей, входящих в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Особенной славой в свое время пользовались городские каменщики и мастера обработки металла. Считается, что в период расцвета Кенджу – в конце восьмого столетия – в городе проживало более миллиона человек, и в нем не было ни одного дома с соломенной крышей.
…Старинные буддийские храмы, в том числе древнейший монастырь Пульгукса, курганные захоронения царей эпохи Силла, каменная обсерватория Чхомсондэ, подводная гробница короля Мунму, национальный музей, пещерный храм Соккурам – это лишь короткий перечень основных достопримечательностей древней столицы.
Молодожены приходят поклониться в храм Пульгукса
В городе, некогда бывшем центром искусств, политики и религии, не прекращаются раскопки, то и дело снабжая экспонатами и без того богатейший местный музей.
Что утрачено, то сегодня воскрешают: додумывают и строят заново...
А сами живут в домах с загнутыми вверх черепичными крышами – то ли старинных, то ли стилизованных под старину!
Это простая хозпостройка в Кенджу
Мосты, по которым никто не ходит
Монастырь Пульгукса – священный для всех корейцев храм. Переводится как «Страна счастья» или «Надежда создать великую и славную страну». Здесь хранятся многие национальные реликвии, фигуры буддийских божеств – спящего Амита и сидящего Вайрокана.
К храму ведут массивные ступени, по которым никто не ходит. У каждой лестницы свое название, очень поэтичное: «Мост голубого облака», «Мост белого облака», «Мост семи драгоценностей». По преданиям, именно по этим каменным ступеням поднимаются в мир Будды души усопших.
В прежние времена вокруг храма был проложен канал с водой, по которому проплывали лодки с паломниками, причаливая к «мостам».
Строительство началось в 535 г. и закончилось в 751 г. Монастырь неоднократно страдал от рук завоевателей, в XII веке это были монголы, в середине XVI – японцы. К удивлению современных археологов и к счастью для постройки, монастырь возвели не сплошь из дерева, как тогда было принято, а большей частью из камня. Изначально комплекс состоял более чем из 80 построек. Практически все деревянные части были уничтожены, а каменные элементы выстояли – и сегодня являются оригинальными и относятся к VIII веку.
После раскопок и восстановительных работ в 1973 году храм вновь обрел былую славу.
Обойдя главное храмовое здание, подходим к воротам, символизирующим вход в чистилище.
По обе стороны стоят исполинские статуи персонажей буддийских притч. У ног двух демонов корчатся в муках грешники, а обласканные праведники радостно танцуют у ног двух других исполинов.
Сложно себе представить, насколько огромным был тот кусок гранита, из которого вырезали цельные плиты, служащие основанием храму.
На площади находится две ступы, одна – Табо (Таботхап) – сейчас на реконструкции, она изображена на монете в 10 вон; вторая, именуемая Сокка (Соккатхап), – символ учения Будды Шакьямуни.
Ступа Соккатхап возведена приблизительно в 756 г.
Если заглянуть в прямоугольное отверстие, то увидишь фигуру Будды
Монастырский комплекс состоит из ровных геометрических двориков, соединенных между собой каменными лестницами, порой очень крутыми.
В центре, как правило, храмы для обрядов, молитв или обучения монахов.
А ниже «горки желаний» – каменные пирамиды.
Загадав желание, попробуйте устроить свой камушек сверху пирамидки. Коль удержится, то и желание исполнится. Только осторожно! Не разрушьте нечаянно чужое «желание».
Свинья у корейцев означает счастье.
Под табличкой – изображение свиньи
А это бронзовое изваяние
«Счастливая свинка», затертая до блеска, тоже исполняет загаданные желания
Свастика – это замкнутый цикл жизни…
Многим деревьям на территории монастыря по 400 лет.
Это – немногим моложе. А как бережно охраняется!
Возвращаемся снова к мостам...
Колокол «Эмилле», один из крупнейших в мире: высота – 3,33 метра, в диаметре – 2,27 метра, а его вес составляет 25 тонн. От легенды, связанной с этим колоколом, кровь стынет в жилах. Говорят, в чан с расплавленным металлом, как загадал провидец, было брошено тело ребенка, и в звоне колокола явственно различалось слово «Эмилле» – «мама» на старокорейском…
Вам ничего не напоминает этот сувенир? Говорят, у стен Мирского замка продаются такие же...
А эта фотомодель убегает от фотографа...
Рядом с храмом Пульгукса еще одно чудо света – пещерный храм Соккурам. Гранитная статуя Будды, находящегося там, была создана в середине VIII века. Храм представляет собой искусственно созданный грот, в котором главное место занимает большая статуя сидящего Будды в окружении изображений бодисатв и является объектом паломничества верующих всех стран Востока.
К храму поднимаемся пешком по горной дороге. Воздух настолько чист, что, кажется, звенит. Или это звон в ушах от высоты?!
Храм был создан в 751 г. вместе с монастырем Пульгукса сыном премьер-министра Ким Дэ Сона. Еще одна легенда гласит, что сын Ким Дэ Сона узнал, что в прошлой жизни он был сыном бедной вдовы, возможно, принесенным в жертву ради колокола, и в награду за страдания переродился в наследника премьер-министра. Храм у подножия горы был построен в честь его «новых» родителей, а грот со статуей Будды на вершине – в честь предков из прошлой жизни.
Съемка в храме запрещена, так что смотрим картинку...
Правая ладонь статуи из белого гранита опущена вниз и касается правой ноги Будды. Такое положение называется «призываю землю в свидетели». Левая ладонь раскрыта кверху и означает созерцание.
Грот Соккурам и храм Пульгукса первыми в Корее были включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО (в 1995 году).
Всего за 10 000 вон, чуть меньше 10 долларов, можно поучаствовать в деле восстановления храма (не только этого, явление достаточно широко распространено в Корее) – купить кусок черепицы. И написать на ней послание в будущее.
Гробница Небесного коня
Культура создания гробниц возникла на Корейском полуострове около третьего века до Рождества Христова. Погребальные сооружения этого периода нашли на территории Северной Кореи. В Кенджу первые подобные захоронения появились в конце третьего века.
Дольменов в окрестностях города немногим больше полутора сотен, они придают пейзажу особый колорит.
Встречаются двуглавые курганы, в которых хоронили супругов.
Местные жители к гробницам относятся весьма спокойно, разбили себе парк среди живописных холмов и гуляют по нему! Мамы с детишками да романтичные парочки наслаждаются жизнью в царстве мертвых…
В путеводителях пишут, чтобы туристы не вздумали забираться на вершины холмов – могилы как-никак! Но мы были свидетелями, как ребятня весело сбегала вниз по холмику, и родители не спешили их остановить.
Нераскрытый курган называют «кобун», раскрытому дают имя и прибавляют «чхон», а если точно знают, кто в нем захоронен, то добавляют частицу «рын».
В парке Тумули, который еще известен под названием Дэрынвон, расположено 23 захоронения, в том числе раскопанный в 1974 году курган Чхонмачхон («Гробница Небесного коня»). Вход в гробницу открыт для посещения.
Название захоронению дало обнаруженное здесь изображение коня на березовой дощечке, украшавшей когда-то седло. Говорят, это единственный рисунок, дошедший до нас из эпохи Силла. Кто покоится здесь, доподлинно не известно. Но найденные в гробнице артефакты свидетельствуют о том, что особа была коронованная.
Корона выставлена в стеклянной витрине вместе с золотым поясом. Это копии, оригиналы вместе с остальными десятками тысяч предметов, обнаруженных здесь, хранятся в Национальном музее Кенджу.
Предположительно, в парке Тумули находится и гробница короля Мучхи, который в упорных сражениях победил войска государства Пэкче. С гробницей связана интересная легенда. На преемника Мучхи внезапно напала армия неприятеля. И уже поражение казалось неминуемым, как словно из-под земли появились отважные воины с листьями бамбука в ушах. Исход битвы был решен в пользу преемника Мучхи. После сражения воины так же внезапно исчезли, лишь листья бамбука остались у гробницы Мучхи в знак того, что это его дух прислал доблестных воинов.
А так в парке выглядит простая мусорка...
Народные гуляния среди курганов. Весна! Живым жить...
Деревня деревянных масок
Еще одна интересная достопримечательность Республики Корея – этнографическая деревня Хахве, с трех сторон окруженная рекой Накдонган в виде огоромной буквы S. Название переводится как «излучина реки». Деревушке свыше 600 лет, и она сохранила тот вид, какой имела в эпоху династии Чосон: дома с изогнутыми подобно морскому прибою крышами, крытыми соломой или черной черепицей, петляющие узкие улочки с глинобитными заборчиками, небольшие дворики с возделанными или готовыми к посеву грядками. Здесь живет уже 23-е поколение «хахвейцев».
Это аграрное поселение, каким оно было сотни лет назад. Только сегодня рядом с древними стенами припаркованы современные авто, а в дома проведены электричество и вода. От внешнего врага Хахве защищала не только река, но и два неприступных горных хребта. Место расположения деревни полностью соответствует основным принципам «фэн-шуй», согласно которым, за домом должна находиться естественная защита, гора, а перед домом – источник воды, несущий потоки положительной энергии.
Каждый год соломенные крыши перекрывают заново
Дома аристократов расположены в центре, их окружают крестьянские жилища
Подогреваемый пол, оказывается, уже в те годы присутствовал в архитектуре! Слева на снимке – следы от угля, которым топится пол
Вход в женскую часть закрыт своего рода «экраном». Девушка не должна была показывать мужчинам свое лицо.
Это знак жизни, здоровья, он служил защитой для живущих в доме
А этот иероглиф – символ счастья, и поскольку таких знака два, то – двойного счастья!
Нужник, крытый соломой
Улочки с глинобитными заборами...
Улыбочку, нас снимают!
Автопарк у жителей деревни внушительный.
Дыхание цивилизации
Это сегодня река выглядит как ручей, летом же она полноводна
Местные жители производят рисовую водку
А еще они вырезают из дерева маски. Эти маски и принесли известность Хахве и носят ее имя. Ежегодно здесь проводится знаменитый международный фестиваль масок.
Легенда рассказывает о местном мастере, который во имя спасения деревни от эпидемии должен был, как ему привиделось во сне, за 100 дней затворничества вырезать каждому жителю по маске. Шел 99-й день, и в работе была уже последняя маска, как вдруг пришла невеста с неудержимым желанием увидеться. О, женское любопытство, от тебя одни лишь беды! Последняя маска осталась неоконченной – юноша умер. Правда, к счастью для жителей, болезнь отступила. Не знаю, как вам, а мне эта история чем-то напомнила андерсеновскую сказку «Дикие лебеди», где также присутствует и обет молчания, и рукоделье, – только в Хахве с печальным финалом. Я так поняла, что корейские легенды более трагичны, более жизненны, что ли. На «хэппи энд» в них надеяться не стоит…
До наших дней дошли девять из двенадцати первоначально существовавших масок, представляющих собирательные образы представителей различных социальных слоев: Знатного человека, Монаха, Ученого, Молодой девушки, Вдовы, Невесты, Мясника, Дурака, Человека, вмешивающегося в чужие дела.
В память о мастере люди посадили дерево, которому сегодня уже более 600 лет.
Сперва у жителей деревни, а затем уже и у туристов появилась стойкая традиция: привязывать к нему записочки на рисовой бумаге с желаниями. Говорят, желание сбудется, если завернуть записку так, чтобы злой дух не смог ее прочитать...
P. S. Авторы искренне благодарят за возможность близкого знакомства с Республикой Корея компанию «ТОП-ТУР» и авиакомпанию Etihad Airways.
Начало заметок о Республике Корея читайте