«Як добра, што Вільня не наша – была б з яе толькі параша» (Яўген Гучок, слуцкі паэт)
Если приехать в Вильнюс на поезде или автобусе, то знакомство со Старым городом начнется с еврейского квартала и квартала трех конфессий. Дальше расположены квартал монастырей, долина Швентарагиса, Заречье. Не будем искать новых маршрутов, в литовской столице не много интересных мест вне исторического центра. Мы тоже пройдемся по протоптанной дорожке, только акцент сделаем на менее известных местах и фактах.
Центральные достопримечательности отфотографированы миллион раз и без меня, поэтому снимки, представленные ниже, с текстом синхронны редко. В них – другой Вильнюс, необычный даже для коренных жителей.
Еврейский квартал
До Второй мировой войны Вильнюс называли северным Иерусалимом. С трудом верится, но в этом, относительно небольшом, городе было больше сотни синагог. Думается, что они строились по принципу «спрос рождает предложение» и, заглянув в статистику населения тех лет, можно легко найти тому подтверждение – евреи составляли треть населения города.
Улица Pylimo является границей Старого Вильнюса на протяжении многих километров. Она отходит от Привокзальной площади в направлении Vilnius City, квартала высотной застройки. По ней и начнем свой путь.
Минут через 10 неспешного хода мы пересечем улицу Rudninku. Через одноименные ворота оборонительной стены она вела к Ратушной площади. С правой стороны улицы сохранился один из немногих фрагментов крепостной стены. Руднинкские ворота не сохранились. Если свернуть на эту улицу, взору предстанет костел Всех Святых и бывший кармелитский монастырь. Храм, построенный в XVII в., был одним из самых посещаемых в Вильнюсе. При царизме в его помещениях были устроены квартиры, при Советах – склады бакалейных товаров, а позднее – Музей народного искусства. На площади у костела установлен памятник Цемаху Шабаду, врачу и лидеру еврейской общины. Именно он, будучи знакомым с Корнеем Чуковским, стал для него прообразом доктора Айболита.
Если вам удастся отыскать улочку Karmelitu, то зайдите в закрытый внутренний дворик с деревянными галереями напротив дома № 3 с завуалированным готическим фасадом. Некогда они были характерными для Вильнюса. Из более значимых достопримечательностей в этом районе находится бывший театр вильнюсского гетто.
Мы же возвращаемся на улицу Pylimo. На перекрестке поставлена перенесенная из Заречья скульптура «Яйцо», которая стала символом возрождающихся кварталов Вильнюса. За ней по улице находится единственная сохранившаяся в городе синагога.
Еврейский квартал заканчивается на пересечении с улицей Traku. Вы увидите дом со статуями атлантов. В свое время он принадлежал графам Тышкевичам, их родовой герб и сегодня можно увидеть на фронтоне. В 1863 г. в этом здании собирались повстанцы Калиновского. С 1884 по 1898 гг. здесь работал адвокатом Франциск Богушевич – «отец белорусской литературы», в это время здание занимал окружной суд. В начале XX столетия здесь базировалась редакция первой белорусской газеты «Наша Ніва».
Свернув на улицу, мы в скором времени увидим костел Девы Марии и бывший францисканский монастрырь, старейший в Литве. Князь Ольгерд пригласил монахов и выделил им территорию для строительства храма. Когда же он отправился в поход на Москву, жители города храм сожгли, а монахов предали смерти. В Литве христианство прижилось на столетия позже, чем у нас.
Со стороны улицы Traku разбит сквер. Раньше здесь находилось кладбище, о котором сейчас напоминает красивый барочный мавзолей Сузина XVIII в. Жаль, что не все вильнюссцы помнят историю своего города: пустые бутылки из-под пива, валяющиеся на газоне, именно в этом сквере, на бывшем кладбище, выглядят особенно кощунственно.
Если перейти дорогу и зайти во дворик напротив костела, то внутри можно будет увидеть спрятанный домик, с очень красивым сказочным фасадом. Многие туристы проходят мимо, не зная, что в паре десятков метров от них расположено такое интересное здание.
В квартале между костелом Девы Марии и улицей Vokeciu расположено также немало интересного, хоть местные экскурсоводы сюда заглядывают редко. «Гильдия ремесел» находится прямо за храмом. В мастерской-галерее можно увидеть, как в старину работали гончары: и инструменты, и приемы традиционные. Этот квартал занимали немецкие жители.
Рядом с «Гильдией» находятся еще два вильнюсских храма, костел Св. Николая (прототип Санта-Клауса) и евангелическо-лютеранская церковь. Костел особо чтим литовскими патриотами, т. к. он и при российских, и при польских властях был центром литовского национального движения. На чердаке прятали литовские книги, потому что они были под запретом. Здесь действовала первая литовская школа. Но храм стал центром и белорусского национального Возрождения. Здесь служили ксендзы Адам Станкевич и Винцент Гадлевский. Здесь женился Бронислав Тарашкевич, вышла замуж Зоська Верас. Товарищество белорусской культуры в Вильнюсе уже два десятилетия добивается разрешения повесить на здании мемориальную табличку в память Адама Станкевича, одного из наиболее активных деятелей первой волны белорусского Возрождения, но литовцы «добро» не дают. Последний отказ был получен в 2009 году.
Протестантский храм отыскать нелегко. Подойти к нему можно через арку на улице Vokeciu. Сегодня община храма составляет более полутысячи человек, но еще несколько десятилетий назад судьба храма складывалась менее гладко: в его стенах во времена ЛССР располагался спортивный зал.
В доме по адресу Vokeciu, 26, это рядом с аркой, ведущей к церкви, почти 20 лет жил знаменитый композитор Станислав Монюшко.
Мы переходим через улицу Vokeciu. Она была расширена в 4 раза в советское время, т. к. многие здания еврейского квартала были снесены. Во дворе построен детский сад. Именно здесь находилась Большая синагога, вокруг которой и вырос еврейский квартал. Рядом – одна из самых любимых туристами площадей Вильнюса, которая называется Stiklu.
От нее отходят пять узеньких улочек. Атмосфера Средневековья здесь ощущается по полной. На улице Dominikonu находится доминиканский костел Святого Духа. Но о нем поговорим позднее, когда речь пойдет о квартале монастырей, где он и находится.
Квартал трех конфессий
Большинство туристов начинают знакомство со Старым Вильнюсом не с улицы Pylimo и еврейского квартала, а с улицы Ausros Vartu и квартала трех конфессий. Именно здесь, у единственных сохранившихся городских ворот, некогда заканчивался Вильнюс. У входа в город, где было постоянное оживленное движение, строились храмы католиков, униатов и православных.
Часовня городских ворот – один из самых узнаваемых архитектурных памятников Вильнюса. Она построена для хранения образа Девы Марии XVII в. Для того, чтобы осмотреть образ вблизи, у бокового фасада ближайшего костела Терезы, надо зайти в дверь и подняться направо. Не меньшего внимания удостаивается и сам костел. Его настенная роспись – самая большая в Литве по площади.
За костелом находится старейший в Литве православный монастырь и церковь Святого Духа, построенные в XVI в. В 1814 г. в подвалах обнаружены нетленные мощи трех святых, приговоренных к смерти Ольгердом. В 1596 г. Лаврентий Зизаний издал здесь первый белорусский букварь.
Через дорогу находится униатская Троицкая церквовь и базилианский монастырь. Храм расположен в просторном дворе, вход в который через изысканные барочные ворота. Построил его гетман ВКЛ Константин Острожский, в честь победы наших войск над Московским княжеством в 1514 году, когда наши войска победили втрое превосходившие силы противника. В помещениях бывшего монастыря, в «Келье Конрада» в 1823-24 г. под стражей содержались Адам Мицкевич и Игнат Домейко. Келья стала местом действия 3-й части знаменитого произведения Мицкевича «Деды». Сейчас здесь размещается гостиница.
Улица Ausros Vartu ведет нас к Ратушной площади. Еще одно здание, которое непременно включают в свой рассказ все экскурсоводы, – Национальная филармония. В 1905 году здесь прошел Вильнюсский сейм, где впервые публично прозвучало требование к царю предоставить Литве автономию.
Торговый квартал
Это название менее распространено, чем описанные выше. Традиционно центром торговли в Вильнюсе, где селились еврейские и немецкие купцы, была Ратушная площадь и идущая к кафедральному собору улица Piles.
Ратуша – одна из центральных достопримечательностей Вильнюса. Здание памятно белорусам тем, что в нем в 1845 г. состоялась премьера оперы Станислава Монюшко «Галька», в те годы здесь находился театр. При советской власти в ратуше размещался художественный музей. Сейчас здесь проходят заседания городского совета. Также в здании расположен туристско-информационный центр, где можно бесплатно получить карты города, туристические буклеты, а такжевсю интересующую информацию касательно времяпрепровождения в Вильнюсе и купить различные сувениры, путеводители.
В продолжение белорусской темы стоит зайти в здание по адресу Didzioji, 19, расположенное слева, если стать спиной к ратуше. В свое время здесь располагалась типография, где в 1522 г. на старобелорусском языке Франциском Скориной была издана первая книга на территории ВКЛ. Также здесь был напечатан легендарный Третий Статут ВКЛ, свод законов, который послужил прообразом для многих европейских конституций.
Справа от ратуши расположен один из самых величественных храмов Литвы и Европы, костел Св. Казимира, который спроектировал минский архитектор Ян Франкевич. Это второй барочных храм, построенный вне Италии, где зародился этот стиль, после костела Тела Господня в Несвиже. Костел построен на волне Контрреформации орденом иезуитов, им он принадлежит и сегодня. После подавления восстания 1863 года, годовщина которого отмечается в этом году, указом царских властей костел превращен в православную Николаевскую церковь. Еще дальше зашли во времена СССР – в храме действовал Музей атеизма. Рядом с костелом расположены иезуитский монастырь и гимназия.
На Ратушной площади расположены еще и две православные церкви – Николаевская и Пятницкая. Белорусам более интересен второй храм. Его строительство инициировала витебская княжна Мария, жена Ольгерда. Построен он был на месте языческого святилища бога пьянства Рагутиса. В начале ХХ в. белорусский священник Александр Ковш добился передачи храма Виленской белорусской гимназии. Белорусский язык звучал здесь до 1944 года. В послевоенное время здесь действовал филиал художественного музея. Также церковь известна тем, что российский царь Петр Первый крестил в ней прадеда Александра Пушкина арапа Ганнибала.
По соседству с Пятницкой церковью расположены дворцы белорусских шляхтичей Ходкевичей, Пацов и Гаштольдов. Первые два дворца являются наиболее знаковыми для истории Беларуси. Гетман Михаил Казимир Пац построил в XVI в. величественный 3-этажный дворец. В этом здании останавливался король Речи Посполитой Ян Собесский, а позднее проходили тайные собрания студенческого общества филаретов. Его члены добивались независимости ВКЛ, которое в результате разделов Речи Посполитой стало частью Российской империи.
Дворец Ходкевичей построен примерно в одно время с предыдущим. Спустя два столетия его выкупил Виленский университет. С 1994 г. здесь располагается картинная галерея, среди представленных работ которой можно встретить творения классиков белорусского искусства Альфреда Ромера, Винцента Дмоховского, Фердинанда Рущица.
Продолжение