https://www.traditionrolex.com/8
Уж не думаете ли вы, дорогие читатели, что я смог найти время, для того чтобы сесть и написать эти строки? Я надиктовываю их своей жене, сидя за рулем, чтобы не уснуть, в то время как машина несется по автобану со скоростью 130 км/час...

Во вторник, 20 августа 2012 года, в 3 часа ночи серебристая «хонда аккорд» 2004 года выпуска отъехала от недавно построенного дома на юго-западе города Минска. Внутри  машины сидят четыре отважных путешественника. Самый отважный и маленький (3 года) еще спит и не подозревает, какое количество километров предстоит им преодолеть.

В Вильнюсе я решил поменять шины. Через полчаса машина обута в новенький Соntinental и готова пронести нас с ветерком по знаменитым европейским автобанам. Еще 4 часа пути – и мы в латвийском городке Добеле. Ночуем в  Елгаве у наших друзей Арманда и Санты.                           

День второй. Мы едем, едем, едем...

И снова  выезд очень рано, в три часа ночи. Сегодня хочу совершить большой рывок на юго-запад. Впереди  длинная и нудная Польша, день предстоит тяжелый. К счастью, дети довольно долго спят, и к моменту их пробуждения я уже успел сделать 300 км. Потом они завтракали, смотрели мультик, иногда мы останавливались, чтобы размяться и т. д. Вообще всю дорогу Стефан и Герман смотрели только «Историю игрушек-2», несмотря на  то, что было много и других мультиков. Поэтому уже к середине нашего путешествия они знали наизусть и без проблем воспроизводили диалоги главных героев.

После Варшавы выскакиваем на отличный автобан в сторону Берлина, с которого так не хотелось съезжать, что я даже поменял маршрут, и мы доехали по нему почти до немецкой границы. Затем съехал к югу, в сторону Дрездена. Уже вечером успеваем пересечь польско-немецкую границу и оказываемся в краю многочисленных озер. Здесь мы со второй попытки находим приемлемый кемпинг за 20 евро. За день пройдено 1240 км (мой рекорд).                                   

День третий. Автобаны Германии и Франции

 Наконец наступили привычные уже 3 часа ночи. Мы быстро сворачиваем  наш лагерь  и продолжаем путь уже по вылизанным и шикарным немецким дорогам. За окном – немецкие городки, как с картинки. Полный педантичный порядок. Германия пронеслась за окнами со скоростью 160 км/час в плотном потоке несущихся машин. Ограничения по скорости, как я понял, не было вообще, меня еще и обгоняли. Когда дети проснулись, позади уже было 500 км. К обеду въезжаем во Францию. Сразу чувствуем разницу: автобаны не такие ухоженные, к тому же платные. Во всем чувствуется, что французы относятся к порядку проще, они не такие зануды, как немцы.

На парковке при автобане находим вполне приличную детскую площадку, на которой дети играют двадцать минут, а мне удается подремать несколько мгновений. Теперь намного легче продолжать путь. Съезжаем  в городок, чтобы передохнуть и перекусить. Находим торговый центр Geant. К своему удивлению, узнаем, что супа в нем поесть невозможно. Официанты, по-моему, удивились нашему вопросу о наличии супа не меньше, чем мы – его отсутствию. Закупаемся, едим хлопья с молоком на лавочке у машины и продолжаем наш путь. Слева по курсу манят своей красотой предгорья Альп. Всю дорогу передо мной стоит проблема выбора: подъехать к Монблану, чтобы с детьми подняться на подъемнике к вершинам гор, или, не теряя времени, ехать к Лазурному берегу Франции, чтобы поскорее окунуть детей в теплые воды Средиземного моря. И все-таки море победило, ведь Альпы еще будут у нас на обратном пути. Ночуем, не доезжая Лиона, в кемпинге. Снова пройдено около 1300 км. Чувствую, как от усталости и постоянного напряжения ухудшается и замедляется мышление.

rob16

Наши апартаменты 

Жена варит белорусскую гречку с тушенкой на горелке. Юный и неутомимый исследователь мира Стефан собирает с поляны все французские желуди и каштаны. Все полости и бардачки машины заполняются ими. Уговоры оставить место для будущих камней и ракушек пока не действуют.

Этот кемпинг на берегу озера для рыбаков, на стенах – их фото с трофейными карпами. Мой белорусский трофей, добытый месяц назад, был побольше, с удовольствием  отмечаю я. Неподалеку на площадке французы играют в петанк, а мы засыпаем  под звуки начинающейся грозы. Ночью молния, гром и ливень заставляют нас часто просыпаться. 

День третий – шестой. Море!

Встаем в 5 утра и преодолеваем последний отрезок пути длиной 400 км. Мы летим вперед, периодически останавливаясь, чтобы взять очередной билетик для оплаты очередного отрезка дороги или оплатить предыдущий. Бензин за 1,7-1,8 евро уже стал привычен. Позади Монтпельер, и вот уже указатель на Барселону, до которой менее 300 км. «Не пора ли свернуть к морю?» – думаю я.

Должен сказать, что мы не бронировали мест в кемпингах или отелях заранее. Отличительной чертой всего нашего путешествия было отсутствие детализированного плана, то есть полная свобода выбора: куда хочу, туда и еду, где хочу, там и живу. Приезжаем в первый попавшийся кемпинг, оплачиваем место и идем на море.

Нашему взору открывается шикарный, просторный песчаный пляж и лазурные воды Средиземного моря, от которого веет приятной прохладой в 28-градусную жару. Здесь широкая отмель (вода – по грудь Стефану), поэтому дети могут заходить далеко от берега и прыгать на волнах. Волны выносят на берег большие и красивые ракушки. Собирать их становится нашим любимым занятием. Температура воды очень комфортная: и не холодно, и в то же время приятная прохлада позволяет телу отдохнуть от солнечного зноя. Четыре дня прошло в режиме пляжа, французского вина, сыра, огромных креветок, мидий и т. д.

rob1

Но все, даже самое хорошее, рано или поздно начинает надоедать, и мы, пока не прошло очарование от этих замечательных мест, с некоторым сожалением отправляемся в дальнейший путь. Накрапывающий с утра дождик лишь укрепил наше решение. Поражает разнообразие интересных мест в окрестностях: аквапарки, парки, пещеры, каноэ, зоопарки, цирки, полосы препятствий и т. д. Мы выбрали пещеру Кламуса – Grotte de la Clamouse.

Отъезжаем от побережья вглубь страны и видим гористую местность, холмы и склоны гор, увитые виноградниками, маленькие французские городки. Низенькие домики с желтыми стенами и красными кирпичными крышами прижимаются друг к дружке. Пейзаж дышит зноем. У входа в пещеру – скалистое ущелье, по дну которого бежит горная речка. С высоты 50 м в бирюзовых водах небольшой заводи, перед водопадом, замечаем крупную рыбу, по виду похожую на форель. Вход в пещере организован для групп по времени с гидом и четко отлаженной программой. Вначале долго рассказывают про происхождение и историю пещеры на непонятном, но ласкающим слух французском языке. Показывают документальный фильм с теорией о происхождении пещер, сталактитов, сталагмитов, конкреций и прочих элементов, на которые раскладывается вся подземная красота. Конечно, все объясняется физическими и химическими законами и формулами, пользуясь которыми, природа сотнями тысяч лет строит эти подземные дворцы. Наконец мы входим в прохладный полумрак. В одном из огромных залов гаснет свет и начинает звучать оперная музыка, написанная специально для зала этой пещеры. В такт музыке мощные прожекторы подсвечивают разным цветом участки стен и потолка огромного подземного зала, высотой в 7 этажей. В момент кульминации музыкального произведения зал освещен полностью. Вся группа стоит в оцепенении.

rob14

Подземные красоты пещеры Grotte de la Clamouse  

Через час мы снова на поверхности. Едем дальше.

К вечеру добираемся почти до Сан-Тропе. Здесь в его окрестностях находим 4-звездочный кемпинг с кафе и бассейнами, мини-аквапарком, прачечными и т. д. Огромное количество детей и развлечений для них. Все хорошо, но до моря 20 минут вдоль виноградников. С трудом удерживаю жену от покушений на спелые грозди сладкого синего винограда. Ну вот и проговорился… Да, мы его попробовали, правда, с лежащих на земле гроздей. Сладкий и ароматный, он явно впитал в себя всю окружающую атмосферу Лазурного берега. За такой и не жалко отдать 3,5 евро в ближайшем супермаркете.  Выходим на пляж и разочаровываемся – маленький и грязный, он чем-то напомнил крымские пляжи.

День седьмой. Ароматы Сан-Тропе

С утра паркуемся в порту и отправляемся гулять по знаменитому Сан-Тропе. Мы идем вдоль роскошных многомиллионных яхт с целыми экипажами стюардов и стюардесс. Наблюдаем за их владельцами, которые просматривают утреннюю прессу за чашечкой кофе на палубе, а в нос то и дело ударяет запах мочи или мусора из переполненных мусорок, нагретых жарой. Вот такой контраст. Как мы поняли, главная достопримечательность Сан-Тропе – это заплывающие в него роскошные яхты. Находим кемпинг прямо на берегу моря и с обеда до вечера вновь предаемся пляжному отдыху. 

rob7

rob8

На детской площадке в кемпинге рядом с Сан-Тропе 

rob18  

Сухпаек получил, до вечера свободен

День восьмой. Канны, Ницца, Монако

Ранний подъем, гречка с тушенкой на горелке – и путешествие по Лазурному берегу Франции продолжается. Канны встретили нас дождем. Наша цель – красная дорожка кинотеатра, в котором проводится Каннский кинофестиваль, т. к. мы с женой давние поклонники фильмов–лауреатов этого конкурса. Приезжаем на набережную Круазет с дорогими бутиками и гостиницами в виде дворцов. А вот и знаменитая красная дорожка, по которой все ходят и фотографируются, пока она свободна от звезд…

rob10 

Ощущение громадного расстояния до дома и чувство ответственности за семью держит меня в постоянном напряжении, все-таки дорога, незнакомые города и столь немыслимое количество часов, проведенных за рулем, а я, признаться, не большой любитель езды на дальние расстояния.

Туннель сменяется эстакадой, и вот мы проносимся над Ниццей, ловим отличный вид на нее со склона горы и направляемся дальше в карликовое государство Монако. Успеваю прочитать в кафе в интернете о том, что площадью оно всего 2 кв. км, что численность армии 83 человека – меньше, чем численность военного оркестра, льготы по налогам и громадный ВВП. Увидев роскошные улицы, захотел в этом государстве пожить и поработать. В планах было зайти в казино и немного проиграть, но я беспокоился за свой внешний вид, слегка помятый отдыхом и жильем в палатках. Кроме того, рядом сидела бережливая жена, которой нужны были сапоги. Но даже это не остановило бы меня, я просто замешкался на дороге и… случайно проехал все Монако! Ну не возвращаться же теперь, сыграю в другой раз…

rob11

Первая заправка на севере Италии поражает своей ценой на топливо. Более 2 евро! Заправляю по полбака и выключаю периодически кондиционер, чтобы уменьшить расход топлива и хоть как-то компенсировать связанный с этим дефицит бюджета поездки. Поскольку живем мы в кемпингах по 30–40 евро за ночь и питаемся экономно, то бензин является основной статьей наших затрат. Останавливаемся в кемпинге на склоне горы над приморским итальянским городком Сестре-Леванти. 

День девятый. Пизанская башня, Флоренция

Утром на машине спускаемся к морю, чтобы окунуться напоследок в водах Лигурийского моря, ведь вечером мы будем уже на побережье Адриатического. А еще окунаемся в атмосферу итальянского утра – зеленые ставни на окнах, сохнущее на ветру белье, две бабульки-соседки у открытых дверей кухни. Булочная, в которой продавщица бурно приветствует знакомых и получает явное удовольствие от своей невероятно быстрой и эмоциональной  работы.

Далее следуем в Пизу. Когда-то Пиза была таким же богатым городом-государством, как и Монако, но потом река, на берегах которой он располагался, обмелела, из-за чего корабли потеряли возможность заходить в ее порт. Зато осталась красивая площадь со знаменитым туристическим объектом – падающей башней, примером того, как ошибка проектировщика может обернуться удачей, ведь башня привлекает миллионы туристов каждый год!

rob13  

Очарованию архитектуры средневековой Италии мешают навязчивые негры, продающие «роллексы», сумки «Прада» и «Гуччи» от 20 евро за штуку и готовые помочь вам припарковаться всего за  2 евро, даже если вы в помощи не нуждаетесь. На площади многолюдно. Большинство туристов старается сфотографироваться так, как будто бы они держат падающую башню, смотреть на это со стороны весьма забавно. 

rob17  

Достижения цивилизации и темп жизни

Мы живем в бешеном ритме. Бешеный темп современной жизни возможен благодаря появлению современных машин, пожирающих расстояние более 1000 км в день. И благодаря дорогам, которые проносят нас сквозь неприступные и огромные скалы, по мостам невероятной высоты и длины. Благодаря навигатору, который почти мгновенно рассчитывает оптимальный маршрут через всю Европу, с указанием точных расстояний и времени проезда. Навигатору, который знает каждый маленький городок или деревушку и даже улочки в ней, который знает каждую заправку, кафе, магазин или гостиницу. А еще благодаря маленькому кусочку желтого пластика, который позволяет в течение мгновений рассчитаться за любые товары и услуги, позволяет забыть о деньгах, обменах валют, сдаче и даже создает иллюзию неразменного пятака из детской сказки… Благодаря которому физически не ощущаешь, как тают твои деньги. Все это, конечно, здорово, но когда в «очередной» Флоренции, на которую у тебя отведено всего-навсего два часа твоего времени, ты узнаешь о том, что в этом доме Федор Михайлович Достоевский закончил свой роман «Идиот», невольно думается вот о чем: сколько времени потребовалось бы тогда, чтобы преодолеть такие расстояния? Успеваем ли мы насладиться моментом, пробегая вот так по Европе  и по жизни? Вот и сейчас, уж не думаете ли вы, дорогие читатели, что я смог найти время, для того чтобы сесть и написать эти строки? Я надиктовываю их своей жене, сидя за рулем, чтобы не уснуть, в то время как машина несется по автобану со скоростью 130 км/час, приближая нас к последней точке нашего путешествия.

Флорентийские улочки напоминают улицы Рима. Побродив по старому городу, случайно выходим  на площадь со статуей Давида Микеланджело. Я, к своему стыду, и забыл, что он в этом городе. Вот так мимоходом посмотрели величайший шедевр искусства. Далее держим путь на побережье Адриатического моря, в пригород итальянского города Равенна. До него довольно близко – около 100 км, почему же навигатор прогнозирует двухчасовую поездку? Ответ нашелся быстро: дорога серпантином уходит вверх, и я со скоростью около 50 км чувствую себя участником ралли. Входя в крутые, почти 180-градусные повороты, успеваю краем глаза заметить открывающиеся в метре от дороги пропасти. Судя по уменьшению температуры воздуха более чем на 10 градусов, мы преодолеваем перевал километровой высоты. К вечеру мы под Равенной. Итальянская пицца из печи на дровах под вино из винограда, выращенного в окрестностях, – что может быть более подходящим для ужина? 

День десятый. Тишина Венеции

До Венеции около 130 км. Сегодня суббота, и найти место на ближайших к «городу на воде» парковках весьма не просто. Паркуемся на крыше многоэтажного паркинга Трончетто. За 1 евро с человека в 2-вагонном поезде на цепной тяге въезжаем на площадь, с которой традиционно начинается осмотр Венеции. На основных туристических артериях многолюдно, несмотря на то, что сегодня 1 сентября. Но стоит свернуть в какую-нибудь улочку и довольно скоро оказываешься в тихом тупике. Но путь преграждает не стена, а водный канал. «Гондолу, синьор?» (80 евро за 30 минут) или водное такси на моторной лодке?

rob12

Оживленное движение. Не сбейте гондолу!  

rob3

Венецианский тупик 

Поразила тишина, совершенно нет шума машин, столь привычного для всех городов. Может быть, поэтому даже туристы двигаются в тишине, чтобы не нарушить удивительную атмосферу этого города. Кроме групп пожилых немцев, конечно. Эти галдят из кафе на весь квартал. На набережной широкого канала возле моста Риалто садимся отведать восхитительной пиццы с морепродуктами.

rob9

Добро пожаловать на гондолу 

Канал похож на оживленную улицу из-за движения водных автобусов, водных такси и гондол с загнутыми носами. Доходим до знаменитой площади, садимся в водный автобус и за 40 минут добираемся обратно уже водным путем.

rob4

Венеция. Город для влюбленных

Теперь наша цель – Австрийские Альпы. Два часа пути – и мы уже любуемся отвесными стенами гор. Австрия встречает нас недружелюбно – дождем, закрытыми супермаркетами и ресепшенами кемпингов (а времени – всего-то восемь вечера). 

День одиннадцатый. Вена. Братислава

В Вену мы попадаем к 6 утра. В центре Вены успеваем застать тех, кто еще не ложился, – молодые люди и девушки на каблуках нетвердой походкой бредут по домам. Когда они расходятся, мы застаем венские улочки совершенно безлюдными, и это здорово! Позавтракав  напротив Венской оперы венским тортом «Захер» с кофе, успеваю в интернете определить достопримечательности, интересные нам. Первым делом отправляемся к готическому собору Святого Стефана – одному из символов Вены.

rob15  

Машину паркуем на подземной парковке почти прямо под ним. Под землей ни души, все автоматизировано. Следуем указаниям инструкции по картинкам на стенах. Пассажиры вышли, а я проехал дальше и оказался в клетке. Далее следовало выйти мне, взял талончик – дверь открылась, зашел в следующую клетку, вставил талончик – открылась другая дверь, тем временем наша машина с грохотом куда-то скрылась. Увидим ли мы ее когда-нибудь? Или нам теперь выдадут велосипеды за сдачу металлолома? С тревожными чувствами отправляемся осматривать собор. К нашему счастью, машину мы все же получаем в целости и сохранности, заплатив за 2 часа 8 евро. Снова не увидели ни души.

rob5

Венское утро 

Мы решили посетить старейший в Европе Венский зоопарк, который в 2010 году был признан лучшим в Европе. Гордостью зоопарка является семья панд, которые недавно смогли даже родить естественным путем, что является огромной редкостью и чудом. Две панды спали безмятежным сном, а третья нагло кушала побеги бамбука, демонстративно повернувшись задом к многочисленным зрителям. Этого я ей простить не смог. Я проехал столько тысяч километров, купил билеты, привел детей, а она даже не повернулась! Я еще два раза заглядывал в тот павильон в надежде посмотреть в эти бесстыжие глаза, но тщетно – закончив трапезу, панда безмятежно заснула, также задом к зрителям. Почему это ленивое деградирующее животное, не приспособленное к жизни и от этого стоящее на грани вымирания вида, является символом Всемирного фонда дикой природы? По мне, гораздо более симпатичны муравьи-листорезы, которые неустанно несут кусочки листьев по многочисленным стеклянным трубкам и ходам из одной комнаты в другую в одном из павильонов. Они несут их, чтобы поддержать рост особого вида грибка на куче листьев, которым они питаются и штамм которого они передают уже миллионы лет из поколение в поколение – вот пример трудолюбия, четкой организации и сохранения многовековых традиций. Зоопарк однозначно стоит того, чтобы его посетить с детьми.

Еще час пути – и мы в Братиславе, столице Словакии. Устав от европейских городов и их достопримечательностей, мы не идем смотреть город, а заезжаем в супермаркет. Дальше нам предстоит пересечение длинной и нудной Польши с ее узкими, извилистыми дорогами и бесчисленными городками… На следующий день мы уже держим курс на Минск через Вильнюс. За 14 дней пройдено 7000 км по 9 странам Европы.

https://www.traditionrolex.com/8