Готовясь к паломничеству в Николаевский храм агрогородка Полесье, мы с мужем изучили информацию об истории храма и о его настоятеле, иерее Николае Куцакове. Нас поразило то, что в 66 лет Николай Михайлович Куцаков начал строительство храма на своей родине (на свои средства), а в 75 лет взял на себя труд священника в построенном храме. В мирской жизни Николай Михайлович был капитаном первого ранга. Свою службу он закончил в одном из центральных управлений Москвы.
В Полесье на остановке вместе с нами вышел сельчанин, который не только провел нас до бело-красной каменной церкви с золотистыми куполами, чем-то похожей на корабль, но и много добрых слов сказал о батюшке и матушке, которые личным примером служения Богу, а также огромным трудолюбием помогают местным жителям идти праведным путем.
У отца Николая на двенадцать часов была назначена встреча со школьниками. Поэтому он предложил нам зайти в церковь, чтобы поклониться Спасителю, а побеседовать позже.
Внутри храма витал приятный запах воска и дерева. А все, что нас окружало, было пропитано любовью к Богу. На время своего отсутствия отец Николай провел нас к себе домой и познакомил с матушкой Людмилой Викторовной.
Одна из комнат дома священника была отведена под краеведческий музей, экспонаты которого характеризовали крестьянский быт деревни. Здесь же на стене висел морской мундир батюшки с наградами, а на столе лежала стопка книг по проблемам художественно-эстетического, интеллектуального и нравственного воспитания детей, автором которых была матушка. На другой стене, как бы в противовес заслугам мирской жизни, почетное место занимали награды семьи Куцаковых, полученные за труды на православном пути. Отец Николай награжден орденом Белорусской Православной Церкви Святителя Кирилла Туровского II степени, медалью Гомельской епархии Белорусской Православной Церкви в честь святого праведного Иоанна Кормянского, а также ему присвоено звание почетного гражданина Чечерского района. Матушка Людмила отмечена медалью Гомельской епархии Белорусской Православной Церкви в честь преподобной Манефы Гомельской…
Отец Николай вместе с матушкой Людмилой провели для нас экскурсию по святым местам агрогородка Полесье и рассказали их историю.
…Территория старой Николаевской церкви сейчас занята сельскими постройками. Воздвигнута же она была в 1843 году. В 1934 году ее хотели разобрать, но люди не согласились в этом участвовать. Тогда местные власти договорились с сельчанами из деревни Перелазы, что на Брянщине. Во время работы по разборке купола один из работников упал и разбился. Остальные, увидев в этом плохое предвестие, забрали тело односельчанина и уехали. Здание церкви все же было разрушено в 50-е годы ХХ века. Сейчас часть территории старого храма, как уже было сказано выше, занята сельскими постройками.
В начале деревни находится криничка. Вода в ней по составу соответствует всем лучшим показателям. Для купели батюшка сделал сруб из дубовых бревен. На века.
Мы зашли в церковный двор, и батюшка начал свой рассказ об истории церкви Николая Чудотворца.
– Будучи всю жизнь военным, опыта в строительстве я не имел. Но мне хотелось отдать дань уважения предкам, которые были верующими людьми. Делать проект было долго и дорого. Поэтому я взял лист бумаги, набросал от руки эскиз и поехал с ним в епархию. Владыка Аристарх посмотрел на «проект» и написал: «Бог в помощь! Божие благословение! Архиепископ Аристарх. 17 мая 2007 года».
Строился храм четыре года. Освятили его 22 мая 2011 года на праздник Николая Чудотворца.
Купола для церкви лепила матушка. Она порой на табуретку побаивается стать, а тут без всякой страховки стояла на доске на большой высоте и лепила купола. Не Божье ли это чудо! Колокольня у нас небольшая, но удобная. Даже для нашего звонаря, инвалида с детства. Он рассказал нам о напрестольном кресте разрушенного храма. Когда в 1924 году храм закрыли, образа, богослужебные книги, утварь храма погрузили на телегу и повезли на уничтожение. Напрестольный крест выпал из телеги. Это увидела женщина, стоявшая на обочине. Когда телега удалилась, она подняла крест, обернула его куском материи и спрятала под стрехой сарая. Прошли годы. И уже новая хозяйка дома случайно обнаружила крест. Перед смертью она отписала свой дом племяннику Леониду и попросила беречь святыню. Удивительна Воля Божья: перед тем как оказаться в возрожденном храме, крест побывал у другой родственницы в Буда-Кошелево. Этот городок является родиной бывшего настоятеля храма отца Василия Жудра, расстрелянного за веру в 1938 году. Возвратился же крест в деревню в день, когда был положен последний кирпич выкладываемого на алтарной стене креста. Вот такое чудо произошло с возвращением святыни домой. Сейчас крест, потемневший от времени, хранится в церкви в рамке за стеклом. Для службы изготовлена его точная копия. Леонид же исцелился храмом, физически окреп, прекратил употреблять спиртное и в дни праздников звонит в колокола, оповещая людей о начале Божественной службы.
– В нашей жизни и в самом храме происходит множество чудес, – вступила в беседу матушка. – Чудес, через которые Господь Бог показывает свое присутствие.
Она подвела нас к иконе Николая Угодника.
– Эту икону нарисовал сам батюшка, и икона была освящена в одном из московских храмов. Удивительно то, что рисовать он вообще не умеет. А вот эта икона Матрены Московской, – матушка указала на икону, висевшую чуть ниже. – Ее храму подарила наша дочь. У нее долгое время не было детей. Но она молилась Матрене Московской, и, слава Богу, у нас сейчас растет внук Алексей…
Возвращались домой, молча наслаждаясь тихой, сладостной песней наших душ, слившихся с песней душ двух служителей Господа церкви Николая Чудотворца.