По расчетам экологов, Нарочь может выдержать до 70 тысяч туристов в год. Однако с каждым годом армия курортников увеличивается: в 2006 году курорт принял около 60 тысяч отдыхающих, в 2009-м – уже почти 100 тысяч. Естественно, курортная зона не справляется с растущим потоком туристов: инфраструктуры не хватает, а природе наносится урон. Решить существующие проблемы призвана государственная программа развития Нарочанского региона, которая рассчитана на 2011–2015 годы. Корреспондент TIO.BY побывала на курорте и узнала, как отдыхают на Нарочи в преддверии больших перемен.
За пять лет реализации программы, которая обойдется государству минимум в 430 млрд. белорусских рублей, существенно преобразиться должна не только Нарочь, но другие озера и расположенные возле них населенных пункты. В проекте территория курортной зоны Нарочанского региона расширена до 90 тыс. га – почти половина территории Мядельского района. На курорте появятся новые гостиницы, кемпинги, рестораны, гостевые домики и сельские усадьбы. Кроме того, будет улучшено транспортное сообщение – в планах создание скоростной автомагистрали. Пока же туристы приезжают на курорт-призрак, где рестораны и туалеты работают с перерывами, а обслуживающий персонал задержался в советской эпохе.
Ищем жилье
Основу курорта составляют санатории. Спрос на санаторный отдых особенно велик в летнее время, поэтому россияне – а поток российских отдыхающих идет в основном из Москвы, Санкт-Петербурга и Смоленска – бронируют путевки еще зимой. В низкий сезон попасть в санаторий значительно проще, а цены падают на 10-15%.
Туристы, которые не успели забронировать летний отдых зимой, вынуждены искать альтернативные варианты размещения. Проживание в отеле может позволить себе не каждый. Гостиницам труднее соревноваться с санаториями в цене, ведь последние освобождены от налога на добавленную стоимость, который составляет 20%. Более того, отелей на Нарочи совсем немного: тургостиница «Нарочь», которая расширяется за счет нового корпуса, несколько гостевых домиков и гостиница «Нарочь». Последняя этим летом закрыта на реконструкцию, но к следующему сезону должна превратиться в первый на курорте 3-звездочный отель.
Нынешний сезон ставит рекорды по посещаемости, особенно в выходные дни, когда у берегов озера одновременно отдыхает 5-6 тысяч туристов, поэтому как никогда активно работает частный сектор. По словам местных жителей, туристы готовы платить любые деньги, лишь бы не остаться на улице. Цены по сравнению с прошлым годом выросли почти вдвое: однокомнатная квартира в центре поселка обойдется в 30 долларов в сутки, трехкомнатная – в 50.
Курорт большой, а кушать негде
Ближе к обеду оказалось, что поесть на Нарочи так же непросто, как и найти жилье. В центре курортного поселка есть ресторан и три кафе, одно из которых вместе с гостиницей «Нарочь» закрыто на реконструкцию. В другом кафе в связи с жарой с 15.00 до 16.00 не работала кухня. На дверях еще одного заведения висела табличка «Сан. день».
Но даже если заведения работают по расписанию, в обеденное время залы единственного ресторана, как правило, пустуют – дорого. По выходным ресторан вообще закрыт на спецобслуживание. «Отдых отдыхом, а жениться людям тоже надо», – приводит неоспоримый довод обслуживающий персонал. Пришлось идти в местный универмаг, где нашлись сосиски в тесте, беляши и чебуреки.
«Нам часто задают вопрос, когда будет решена проблема питания, – признается заместитель генерального директора НП «Нарочанский» Владимир Боровой. – Чтобы создать и развивать инфраструктуру, нужны большие финансовые вложения и, соответственно, клиент круглый год. А зимой на Нарочи отдыхает едва ли тысяча человек. Летом ресторанов не хватает, а зимой они приносят убытки. Так, в зимнее время в поселке работало два бара, выручка каждого из них не превышала 160 тысяч в день». Получается замкнутый круг: нет клиента – нет инфраструктуры, и наоборот. Выйти из него, уверены в национальном парке, помогут частники, ведь курорту катастрофически не хватает маленьких ресторанов и кафе на пляжах.
С недавних пор Нарочь позиционирует себя как курорт, куда часто приезжают иностранные гости. За время нашего пребывания нам действительно повстречались туристы разных национальностей. Большая группа поляков, путешествующая на велосипедах по Беларуси, так и не смогла пообедать, и ее участникам пришлось обойтись мороженым и черникой по 9 тысяч за литр. А китайская молодежь тщетно пыталась снять квартиру, где могли разместиться сразу 11 человек. Гости из Израиля, восторгаясь нетронутой красотой здешних мест, отмечали нехватку информации на курорте, в том числе на английском языке.
Прочие услуги, а также их отсутствие
Желающим разнообразить свой отдых туристам на Нарочи предлагают прокат лодок, катамаранов, с этого года появился частный велопрокат. Час езды на велосипеде в зависимости от марки стоит от 7 до 10 тысяч. Правда, как рассказала хозяйка десяти новых горников, услугой почему-то чаще пользуются россияне.
Из развлечений на курорте – бильярд, казино до 2 часов ночи и дискотека до 4 утра. Еще можно отправиться по одному из экскурсионных маршрутов, разработанных в национальном парке. Выбор есть, но для курорта, претендующего на европейский уровень, небольшой.
Днем большую часть времени отдыхающие проводят на пляжах. Правда, купаться отваживаются не все – уже 20 лет на Нарочи существует проблема церкариоза, или «зуда купальщика». Центр по биоресурсам разработал целый ряд рекомендаций, чтобы снизить риск заражения церкариозом, в частности, по берегам расставлены щиты с просьбой не кормить птиц. Правда, туристы иногда пренебрегают советом. И, сфотографировавшись на фоне белых лебедей, не оставляют их без угощения.
Окунаться в озеро лучше всего с плавучих платформ, подальше от берега, где глубже и церкарий меньше. Правда, таких платформ на Нарочи пока лишь четыре. Находиться в воде советуют не больше пяти минут, что превращает купание не в удовольствие, а в наполненную опасениями спешку.
Если же вернуться к вопросу о пляжной инфраструктуре, то мини-бары, волейбольные сетки и детские аттракционы есть только на нескольких пляжах.
«Сфера услуг на курорте развита плохо, – рассказывает начальник отдела маркетинга санатория «Приозерный» Алексей Шепетько. – Однако не стоит упрекать в этом один лишь национальный парк, ведь его задача – охрана природы. Здесь нужна более открытая политика местных властей, национального парка и госструктур, чтобы привлечь в регион частные инвестиции. Кроме того, очень важно, чтобы все туристические объекты выступали единым комплексом». Пока же курорт представляет собой 14 отдельных здравниц, территории которых одним маршрутом связывает мини-трактор «Беларусь» с прицепными вагончиками. Это единственный транспорт внутри курорта, курсирующий каждый час.
С большим наплывом туристов на курорте ощутили и проблему парковки. Движение в курортном поселке не перекрывается, поэтому наряду с велосипедистами по узким дорогам ездят и машины. В курортной зоне оборудовано два автокемпинга, но работают они с убытками – один в этом году даже пришлось закрыть.
В курортной зоне ждут грядущих изменений, ведь с появлением инвесторов появятся и конкуренция, борьба за туриста, и, соответственно, улучшение качества отдыха. На курорте должен быть выбор отдыха на любой вкус, альтернатива. Увы, на Нарочи ее пока нет. Значит, и курорта пока тоже нет.
P.S. Обсудить ситуацию на курорте можно на форуме в разделе «Отдых в Беларуси»