– Ангела-хранителя вам в дорогу! – я так часто слышала это доброе пожелание от близких в момент прощания, что оно потихоньку становится частью меня и отчетливо звучит внутри, когда я сажусь в машину. Впереди совсем не дальняя дорога: от Минска до Молодечно всего 75 км, а нам предстоит проехать по интересным местам Молодечненского района. Может получиться логичный и красивый маршрут, уверен Сергей Плыткевич.
Где-то я читала, что само выражение «любить родину» может быть наполнено совершенно разным смыслом для жителей огромной и небольшой страны. Любить огромную и необъятную родину – это чистая абстракция. А любить Беларусь очень просто. Вот смотрите: Беларусь состоит из 118 районов. Если путешествовать только по выходным, никуда не спешить и открывать за уик-энд всего по одному району, то, чтобы изъездить ее всю вдоль и поперек, понадобится всего два с небольшим года.
Плебань: ангелы и повстанцы
Наша первая остановка – в Плебани. Здешняя Успенская церковь – бывший костел, памятник неоготической архитектуры. Храм возвели во второй половине XIX в. из кирпича, он декорирован характерными для неоготического стиля элементами – стрельчатыми оконными проемами и пилястрами.
Через дорогу от него – бывшая плебания (дом ксендза), в стенах которой сейчас располагается Центр традиционной культуры и быта, где нас встречает его директор Алла Лихтарович.
У здания интересная и непростая история. Бывшая плебания успела побывать и школой, и госпиталем. Потом в помещении разместился филиал Музея истории белорусской литературы. В 2009 году непопулярный музей закрыли, вместо него открыли художественную галерею. А уже с 2014 года здесь действует Центр традиционной культуры и быта. Работники центра – а в штате три человека – могут провести для желающих народные праздники и обряды с участием фольклорных коллективов района.
Впрочем, и от художественной галереи в стенах старой плебании кое-что осталось.
В одном из залов центра можно увидеть выставку творческих работ учеников детской художественной школы Молодечно «Анёлы побач». Очень трогательные ангелы. В другом зале – выставка работ Маши Сырокваш «Колеры роднай зямлi». Уверенные, яркие работы, сделанные в самых разных уголках Беларуси. Ведь наверняка и костел в Поставах, и берег Вилии, и Троицкое предместье написаны с натуры. И даже трудно поверить, что художница – восьмиклассница, ученица Минской детской гимназии-колледжа искусств.
Алла Степановна показывает нам новую постройку на территории центра – уютный банкетный зал с массивными деревянными столами. Он достроен совсем недавно, сейчас его можно арендовать для проведения свадьбы, дня рождения – за 1,5 миллиона белорусских рублей за вечер.
– Шкада, што вы не прыехалі сюды раней, у чэрвені, – говорит Алла Степановна, когда мы выходим из прохладного зала на залитый солнцем двор. – У нас цвілі такія ружы! Гэтыя мясціны звязаныя з паўстаннем Каліноўскага, і ў касцёле, і вось у гэтым доме, у плябаніі, паўстанцы хавалі зброю. А там далей, у лесе, пабачыце старыя шляхецкія могілкі, дзе пахаваныя ўдзельнікі тых падзей. Так што Плябань – месца гістарычнае. Дзесьці на Польшчы брэнд бы ўжо зрабілі…
После подавления восстания 1863-1864 гг. костел приспособили под церковь. Во время Великой Отечественной войны храм сильно пострадал. С 1996 года снова начал использоваться как православная Успенская церковь.
По словам Аллы Степановны, наведение порядка на старом кладбище уже стоит в планах сельсовета. Металлическую доску с камня на могиле повстанцев сорвали вандалы, а новую, на которую охотники за металлами не позарятся, изготовили по заказу Центра традиционной культуры и быта.
Отъезжаем от бывшей плебании – налево от дороги в лес бежит тропа. Ни указателя, ни намека на то, что по тропе стоит пойти. Проедешь мимо и ничего не узнаешь. Углубляемся в лес и находим большую могилу, ту самую, с прислоненной к камню новой памятной табличкой.
И другие могилы – замшелые камни с надписями.
У белорусской действительности – и у белорусской экскурсионки, получается, – много слоев: есть верхний, видимый, как обязательные памятники Великой Отечественной войны в почти каждой деревне, и скрытые, другие.
Центр традиционной культуры и быта в деревне Плебань
Время работы: 10.00 – 18.30. Выходные дни – понедельник, вторник.
Адрес: Минская область, Молодечненский район, д. Плебань.
Контактные телефоны: +375 176 79-61-97, +375 29 571-67-96.
В деревне Мясота находится единственный в Беларуси памятник дороге – Старо-Виленскому тракту, который шел через Радошковичи, Молодечно, Сморгонь, Ошмяны на Вильню.
Менск, Маладзечна, Вiльня...
Як жа знаёмы шлях гэты!
Змерыў яго я калiсьцi,
Як шукаў шчасця па светах.
Эти строки из стихотворения Янки Купалы «Еду сёння я ў Вільню…» выбиты на доске, прикрепленной к большому камню-валуну, напоминающему очертаниями карту Беларуси. А на камне рядом перечислены имена тех, кто в разное время шел или ехал по этой старинной дороге, «несучы ў наш край святло дабрыні, свабоды і гуманізму»: Томаш Зан, Константин и Евстафий Тышкевичи, Кастусь Калиновский, Змитрок Бядуля, Рыгор Шырма, Язэп Дроздович, Николай Гоголь, Владислав Сырокомля и еще много имен.
Томаш Зан здесь, в Мясоте, и родился. Был арестован по делу филоматов в 1823 году. Вернулся в Беларусь в 1841 году, и, что интересно, соседские помещики вскладчину купили ему поместье Кохачин Сенненского уезда. Вот это солидарность с вернувшимся из ссылки поэтом и ученым! Находясь в ссылке в Оренбурге 13 лет, Томаш Зан стал одним из основателей Оренбургского исторического музея.
Покидаем Мясоту, проезжаем еще немного – и начинаем задумываться, а не пора ли нам подкрепиться? Тем более что по левой стороне трассы вдруг возникает кафе «Кристина». Довольно неожиданно увидеть на трассе подобное сооружение – довольно экстравагантный двухэтажный замок. Можно пообедать внутри «замка», а можно устроиться в одной из плетеных беседок на свежем воздухе.
Тут же рядышком притулился домик Бабы-Яги.
По обе стороны от входа в кафе можно увидеть большие рекламные плакаты: справа на меня свысока смотрит молодой человек, рекламирующий бутик деловой одежды в торговом центре Молодечно, слева – реклама службы такси. Обслуживают в кафе довольно быстро, обед из первого и второго блюд обойдется чуть дешевле 100 тысяч белорусских рублей.
Кафе «Кристина»
Адрес: Минская область, Молодечненский район, д. Криница, ул. Завадского
Время работы: без выходных, понедельник с 14.00 до 24.00, вторник – воскресенье с 10.00 до 24.00.
Приятная неожиданность в деревне Оборок
Проезжаем деревню Мойсичи, останавливаемся в Хожево.
Фотограф отправляется фотографировать церковь, из которой в этот момент как раз выходят люди, в том числе и священник. Батюшка подходит к своему автомобилю, открывает и закрывает багажник, что-то говорит. Сергей Михайлович возвращается к автомобилю раздосадованный:
– Почему православным священникам везде мерещатся враги? Оказывается, чтобы сфотографировать церковь, нужно благословение!
Много раз замечала (и другие путешественники подтвердят), что отношение католических священников к путешественникам и фотографам совершенно иное: ксендз может пригласить путника зайти, все ему в храме покажет, расскажет историю святыни…
Следующая остановка – зона отдыха «Цветень».
Название красивое, а само место имеет все приметы заброшенной базы отдыха времен социализма. И запахи с расположенной по соседству фермы, так сказать, не способствуют формированию положительного имиджа. Впрочем, возможно, это место интересно рыбакам. Здесь есть водоем площадью 6,8 га, где можно ловить рыбу. Посетителям предлагают прокат катамаранов, лодок, аренду павильонов, беседок, бани и волейбольной площадки.
В Груздово останавливаемся возле деревянной, покрашенной в синий цвет церкви Ризоположения Пресвятой Богородицы, памятника деревянного зодчества (1871). Оказывается, у каждого из цветов в православной церкви есть свое символическое значение. И хоть строгого указания насчет цвета стен нет, но обычно стены храмов, освященных в честь Богородицы, красят как раз в голубой – цвет Святого Духа.
Стоит покинуть шумный Минск и отправиться путешествовать по глубинке на автомобиле или велосипеде, ты вдруг понимаешь, что вокруг очень тихо и безлюдно. И возле этой маленькой церквушки, несмотря на то, что светит солнце и в воздухе стоит умиротворяющий запах свежескошенного сена, вдруг становится зябко. И немножко грустно.
Зато в деревне Оборок, следующем пункте нашего маршрута, путешественника ждет приятная неожиданность: здесь проведена частичная реставрация на месте бывшего костела Святого Роха и старых захоронений. От самого костела остался лишь фундамент, но его освободили от бурьяна, многолетней свалки мусора и расчистили пространство по всему периметру. Отреставрирована кирпичная брама и частично – каменная ограда слева и справа от нее.
В глубине, за фундаментом костела, можно увидеть могилы и памятник с белым ангелом и табличкой: «На гэтым месцы знаходзіўся фамільны склеп-пахаванне роду Ходзькаў-Дэдэркаў».
Табличка на браме сообщает, что частичная реставрация проведена по инициативе местного благотворительного фонда «Наследие Михала Клеофаса Огинского» при активном участии музыкального колледжа, пожарного аварийно-спасательного отряда Минского областного управления МЧС и ряда организаций Молодечно и Молодечненского района.
Местный благотворительный фонд «Наследие Михала Клеофаса Огинского» занимается и другими реставрационными проектами. Учредитель и председатель правления фонда – директор Молодечненского государственного музыкального колледжа имени Огинского, главный дирижер и художественный руководитель Молодечненского симфонического оркестра, почетный гражданин Молодечненского района Григорий Сороко.
Почему именно Оборок привлек внимание фонда «Наследие Михала Клеофаса Огинского»? Эта забытая деревушка – родина личного секретаря композитора Леонарда Ходько.
Леонард Ходько родился в 1800 году. Учился в Борунах, потом в Молодечно, где познакомился с Томашем Заном. Во время учебы в Вильне сблизился с Адамом Мицкевичем. В 1819 году молодой Леонард стал секретарем Михала Клеофаса Огинского. Вместе с ним путешествовал по Российской империи, а позже последовал за ним за границу и побывал в Бельгии, Голландии, Италии, Англии, Германии. С 1826 года жил в Париже, опубликовал на французском языке мемуары Огинского в четырех томах. В 1837 году написал биографию Тадеуша Костюшко. Принимал активное участие в ноябрьской революции 1830 года во Франции. За участие в революции 1848 года был уволен из министерства просвещения и стал простым библиотекарем в Сорбонне. За свою жизнь Леонард Ходько собрал 125 томов исторических документов по истории Польши, Беларуси, Украины и других стран.
Оборок – один из пунктов туристического маршрута «Шляхамі культуры Агінскіх». А значит, сюда могут приезжать как белорусские туристы, так и поклонники композитора из-за рубежа.
В апреле в рамках проведения выставки «Отдых-2015» отдел образования, спорта и туризма Молодечненского райисполкома представил еще один маршрут, в который включен Оборок, – «Таямніцы роду Агінскіх». Он начинается на замчище в Молодечно, проходит через Оборок, Груздово, Залесье и завершается в деревне Забродье Вилейского района.
Недалеко от руин костела есть очень интересное старое кладбище. Здесь находится еще один объект, недавно приведенный в порядок волонтерами фонда, – семейное захоронение Конаржевских: контр-адмирала Российского флота Ивана Конаржевского и его сыновей, Ивана и Александра.
Полочаны впервые упоминаются в официальных документах в 1433 году.
Согласно одной из версий о происхождении названия, эти земли были когда-то южной окраиной Полоцкого княжества. Жителей княжества называли полочанами. А рядом проходила граница с княжеством Литовским, и память об этом сохранилась в топонимике: соседняя с Полочанами деревня до сих пор называется «Литва».
В начале XX века в Полочанах построили железнодорожную станцию на линии Петербург–Варшава. Симпатичное здание станции сохранилось и используется по назначению. В 1869 году построена православная Свято-Богородицкая церковь.
Сегодня Полочаны имеют статус агрогородка. Кстати, деревня Оборок, где мы побывали раньше, вошла в состав Полочан несколько десятилетий назад.
В Полочанах размещается конноспортивная база, где обучаются верховой езде, тренируются спортсмены и проходят соревнования по конному спорту. По дороге из Полочан в Зореньку можно увидеть каменный крест из валуна розового цвета.
Напротив церкви вдруг замечаем совершенно необычный забор: черно-коричневый, а внутри – камни. Вот оно – то, что о чем не прочитаешь ни в одном путеводителе! Проехать мимо совершенно невозможно. При ближайшем рассмотрении обнаруживаем, что строительный материал, использованный при строительстве забора, – это настоящие шпалы.
Оказывается, необычное сооружение – дело рук художника Владимира Томашевича. А вот и он сам.
Владимир Томашевич – член Белорусского союза художников и уроженец Полочан. Живет он в Молодечно, но в «бацькоўскую хату» наведывается часто.
Яхимовщина: к Купале никто не едет?
Музей Янки Купалы в Яхимовщине – старый деревянный дом, покрашенный довольно унылой серой краской.
Заходим внутрь. Первое впечатление: в доме никого нет. Наконец выходит смотрительница, явно удивленная нашим появлением.
– Часто у вас бывают экскурсанты? – интересуюсь я.
– Нет, к нам редко приезжают.
– А школьники? Я думала, сюда возят школьные экскурсии из Молодечно?
– Очень редко, – грустно повторяет сотрудница музея.
Филиал Купаловского музея в Яхимовщине был основан в 1997 году, открылся для посетителей в 2001-м. Как практически все литературные музеи в Беларуси, он имеет конкретную историческую привязку к месту: здесь молодой Янка Купала работал в 1906-1907 гг. помощником винокура на пивзаводе.
В двух из шести залах музея размещается постоянная выставка картин художника Кастуся Хорошевича, уроженца деревни Литва Молодечненского района. Кастусь Хорошевич ушел из жизни два года назад, в июле 2013-го, в возрасте 86 лет.
Филиал Государственного литературного музея Янки Купалы «Яхимовщина»
Адрес: Минская область, Молодечненский район, деревня Яхимовщина, ул. Озерная, 2.
Контактный телефон: +375 17 6 72-15-66
Время работы: 10.00 – 17.00. Выходные: понедельник, праздничные дни.
Живая и мертвая вода
А вот и Талуи, где находится усадьба «У Мороза».
Нам повезло: владелец усадьбы Владимир Мороз сегодня как раз на месте, выходит нам навстречу и с места в карьер устраивает экскурсию по своим владениям.
Первое, что он нам показывает, – свою уникальную коллекцию сечкарен, их в коллекции около сотни.
Сечкарня – это станок с ручным приводом для нарезки стеблей. Первый такой агрегат был представлен на английской выставке в 1862 году. В коллекции Владимира Мороза есть сечкарни производства Польши, Англии, Америки – многие из экспонатов довольно редкие.
На территории усадьбы – три гостевых домика, общее количество спальных мест – 12.
Впрочем, сам хозяин не возражает против установки палаток на территории усадьбы – благо территория немалая, есть где развернуться. Хозяин вспоминает, что однажды на усадьбу приехали 63 человека – музыканты из Польши. Места всем хватило!
Остановиться на усадьбе можно за 150 тысяч белорусских рублей с человека в сутки.
– А сколько возьмете с палатки? – интересуюсь.
– Ай, чисто символически, – машет рукой хозяин. – Хай людзі едуць!
Владимир Мороз продолжает показ старых предметов крестьянского быта. Их в усадьбе много – просто рай для тех, кто интересуется этнографией. Старинная бочка с толстыми стенками и крышкой, старый сундук...
Коллекция чесалок для льна и других орудий труда сельского быта, названий которых я просто не знаю, разместилась на стене одного из гостевых домиков.
Старые деревянные инструменты выкрашены в черный цвет, чтобы замедлить пагубное воздействие на материал ветра и влаги. Смотрятся поэтому неестественно. Лучше было бы хранить их под крышей, соглашается хозяин.
Работая над благоустройством собственной усадьбы, Владимир Мороз не оставил без внимания окрестности. Прямо напротив усадьбы, на другой стороне дороги привлекают внимание два высоких деревянных креста и домик. Оказывается, здесь из-под земли вытекают сразу два
родника.
– У нас тут считается, что в одном из родников живая вода, а в другом – мертвая. Отличить их очень легко. Родник с живой водой бьет из-под земли весело, а из второго вода сочится еле-еле. «Мертвую» воду старые люди до сих пор берут, чтобы пить на ночь и крепко спать, а за «живой» приходят по утрам.
В деревянном домике хозяин усадьбы устроил купель. Установил у дороги огромный камень, чтобы всем, кто будет мимо проезжать или проходить, было видно, что здесь что-то интересное. Когда территория вокруг родников будет приведена в порядок, это место станет популярным у путешественников, уверен Владимир Мороз.
– Благоустройство идет медленно, практически все приходится делать своими руками. Иногда привлекаю к работе детей из соседских деревень. Трепаловские, марковские приходят… В конце концов это же все для них. Пусть сделают доброе дело для своей земли!
Усадьба «У Мороза»
Минская область, Молодечненский район, д. Талуи, д. 29
Контактный телефон +375 29 665-08-84
А вот от посещения Беницы остается горечь.
Красота и стройность барочного Троицкого костела видны даже сейчас, когда храм заброшен. Возведен в 1704 году на средства трокского каштеляна Михала Казимира Котелла, владельца Беницы. Тогда же был построен двухэтажный жилой корпус монастыря. Бернардинский монастырь просуществовал до 1851 года, когда был закрыт царскими властями. Тогда же здание жилого корпуса за ненадобностью разобрали. А чуть позже, в 1866 году, костел переделали под православную церковь. Сейчас Троицкий костел, памятник истории и архитектуры барокко, пустует, а захоронения родов Котеллов и Швыковских разграблены и уничтожены мародерами.
Две башни вонзаются в серое небо, как вознесенные в мольбе руки. Мольбе, которую никто не слышит…
Ангелы где-то рядом. Но строить усадьбы, восстанавливать храмы и ухаживать за могилами и родниками должны все-таки люди – взяться за дело и действовать, не жалуясь на жизнь и обстоятельства. И тогда ангелы слетят с небес и встанут у них за плечами.