https://www.traditionrolex.com/8
<p><span style="line-height: 20.8px;">Почти неделю в Минске находится Борис Фулов. Чего ожидать белорусскому рынку в  связи с выходом «Музенидис Трэвел» на кипрское направление и почему компания сочла необходимым разместить в Минске собственного IT-специалиста?</span></p>

 Борис, в связи с прекращением полетов россиян в Турцию, меняет ли «Музенидис Трэвел» свою стратегию работы на российском рынке?

– Безусловно, мы отслеживаем эту ситуацию, но, признаться, глобальных изменений не намечаем. Во всяком случае мы сохранили тот объем перевозки, который был запланирован до известных событий в России.  Мы реалисты и в настоящее время рассматриваем две возможности. Первая – при необходимости увеличить перевозку, вторая – также в случае необходимости (мы не исключаем и такой сценарий) – уменьшить ее. «Музенидис Трэвел»  компания, которая всегда реально смотрит на вещи. Заниматься шапкозакидательством – это для нас не характерно. Понятно, что самый главный фактор в данной ситуации  экономический, то есть материальное благосостояние людей.

 В последнее время мы слышим заявления греческого правительства о том, что Греция готова забрать тот российский поток, который уходил на Турцию. Российские туристы по-прежнему желанны для греческого турбизнеса?

– Прежде всего отмечу, что турпоток в Грецию с каждым годом растет. Количество гостей, посетивших нашу страну, увеличивается минимум на 10% ежегодно. В 2013 году Греция приняла 19 миллионов туристов, в 2014-м – около 21,5 млн. В 2015 году, по предварительным данным, ожидаем около 24 миллионов гостей.  Как видим, потенциал у Греции есть. Что касается туристов из постсоветских стран, то они всегда были интересны Греции. Почему? Не будем скрывать, что гости из этих стран оставляют хорошие деньги на курортах. Какие бы времена ни были, они обязательно посещают достопримечательности, ездят на экскурсии, оставляют деньги в ресторанах. Поэтому Греция постоянно старается смягчить визовый вопрос для гостей из постсоветских стран, открыть дополнительные визовые центры, сделать саму процедуру получения визы как можно более лояльной.

 Насколько в настоящее время греческий рынок завязан на российский турпоток?

–  В 2014 году Греция приняла около 1 млн 200 тыс. туристов из России. Предполагаем, что по итогам 2015 года поток уменьшится до 700800 тысяч туристов. В то же время греческие власти заявляют, что готовы принять около 2 млн российских туристов.  В настоящее время первые места в рейтингах держат немцы, англичане, скандинавы. Активизировались балканские страны: Болгария, Сербия. Хотя та же Болгария вроде бы рядом, есть свое море, тем не менее болгарские туристы очень любят Грецию.

 На ваш взгляд, как можно охарактеризовать ситуацию, которая складывается в российском турбизнесе? И как на этом фоне выглядит белорусский рынок?

– А я предлагаю не отделять российский рынок от белорусского. Мы никогда не разделяли эти рынки. Они очень взаимосвязаны. Поэтому мы смотрим на процессы в одном контексте. Все, что происходит в России, находит свое отражение в Беларуси. Две экономики очень сильно связаны между собой. По итогам сезона спад продаж есть и на российском, и на белорусском рынках. Но в Беларуси падение продаж не такое большое, как в России. В нашем случае это около 20%. По разным цепочкам продажи шли неравномерно. Так, например, продажи туров на Пелопоннес несколько выросли. Афины, поскольку это была новая программа, – тоже, естественно, показали плюс. По Салоникам – спад. На следующий год планируем приблизительно такой же объем чартерных программ из Беларуси с учетом тех реальных объемов, которые смогли выполнить в сезоне-2015.

 Вы прибыли в Беларусь с достаточно долгосрочным визитом. Много запланированных задач?

– Да. Встречаемся с «Белавиа», будем искать возможность несколько уменьшить цену авиаперевозки, чтобы это отразилось на стоимости турпакета. Это вопрос номер один, который мне хотелось бы решить. На втором месте – обсуждение с нашими партнерами технологических моментов бизнеса. Необходимо провести оптимизацию технологических процессов в агентствах. Это нужно для уменьшения расходов. Современные технологии этому способствуют.  Мы говорим и о передаче цен в режиме реального времени, и об оперативном управлении, и о минимальном участии человека в процессах. Сегодня агентства держат в штатах людей, которые занимаются расчетами, заливкой цен и так далее. Все это можно оптимизировать. Конечно, мы не стремимся к сокращениям штатов, но все процессы нужно максимально оптимизировать, чтобы участие человеческого ресурса было минимальным. Это очень важная задача.

В настоящее время в Минск прибыл  один из наших сильнейших IT-специалистов, разработчик программного обеспечения, он будет находиться здесь столько, сколько нужно – всю зиму, а может быть, и гораздо дольше. Будет посещать наших партнеров, решать технологические проблемы, помогать белорусскому рынку модернизировать все процессы.

 Вы увидели необходимость технологических изменений на нашем рынке? Есть отставание?

– Да. Белорусский рынок до последнего момента был завязан только на одном из программных продуктов. В связи с этим появились определенные вопросы со стороны наших партнеров. Надеемся, что присутствие нашего специалиста в Минске станет толчком для развития.

 Речь идет о создании своего программного продукта – в противовес «Мастер-туру»?

– Мы уже создали свой продукт. Изначально мы готовили свои модули на базе «Мастер-тура», дорабатывали программу под наши потребности и постепенно пришли к созданию своего программного комплекса «Мастер-веб». Это кардинально другая программа, что позволило нам быть более независимыми от сторонних изменений и релизов других программ, так как в данный момент, не побоюсь этих слов, мы идем быстрее, чем развитие готовых программных комплексов. У нас очень большой штат специалистов, часть работает в Салониках, часть – в Москве. Теперь вот и в Минске появился наш программист. Согласитесь, находиться далеко и чувствовать потребности рынка сложно. В то же время на месте хорошо видно, какая поддержка нужна агентам.

 Как идет раннее бронирование у «Музенидис Трэвел»?

– Октябрь был  хуже, чем октябрь прошлого года. Продажи в начале ноября уже приблизительно сравнялись с продажами в аналогичный период прошлого года. Слава Богу, после 15 ноября началась активизация. Я не могу сказать, что сегодня мы вышли на те объемы, которые были на этот момент в прошлом году, но динамика показывает, что к концу декабря мы можем приблизиться к тем объемам. Мне кажется, немаловажную роль в активизации продаж играет тот факт, что мы заверяем всех агентов, а те в свою очередь доносят до туристов: не будет переизбытка кресел на греческом направлении! Почему клиент сегодня не бронирует? Он думает: зачем я буду бронировать сегодня, если завтра будет дешевле, завтра будет гореть?! Так вот, я официально заявляю, что Греция у «Музенидис Трэвел» гореть не будет! Мы со всей ответственностью заявляем, что сейчас не те времена, чтобы возить пустые кресла.

 Может, все-таки лучше продать больше и дешевле, чем меньше и дороже?

– Мы никогда не говорили о высокой марже. Задача оператора – сработать в ноль. Я имею в виду консолидатора рейса и принимающую компанию. Мы зарабатываем на экскурсиях и обслуживании. В туризме это и есть рентабельность. Еще раз повторю, что турист из постсоветского пространства очень любознателен, он еще не насытился впечатлениями, он ездит, смотрит, тратит деньги на экскурсии. Это и есть наш заработок. Уверяю вас, уже давно наша главная цель – не уйти в минус. Исходя из этих соображений, и планируем перевозку. На нуле мы можем очень сильно развить направление, а вот за счет минуса развивать (как, к слову, это когда-то делали некоторые компании) мы не готовы.

 И в этом сезоне не ушли в минус?

– Не было минуса. Получился баланс, потому что мы вовремя спохватились, подкорректировали перевозку, оставили ровно столько, сколько нужно было рынку.

 «Музенидис Трэвел» сегодня тоже переживает интересные времена. От каких-то активов избавляется, например, от отелей, в то же время запускает свою авиакомпанию – Ellinair. Вы считаете, удачное время для запуска авиакомпании?

– Да, многие сейчас обсуждают – в удачное время у «Музенидис Трэвел» появилась собственная авиакомпания или все-таки – в неудачное. Должен отметить, что мы очень довольны, что вышли сейчас. По сути, отлетали уже два года. В сезоне 2015-го у нас было пять бортов. Две машины RG 85 на 96 кресел – это, кстати, собственность нашей компании, нет лизинговых платежей. Также в нашем парке – один самолет «Аэробус 319»  это дальнемагистральная машина, долетает до Казахстана, Новосибирска, то есть перекрывает дальние направления. Также имеем два самолета «Боинг 737». На следующий год наша перевозка запланирована уже на базе восьми самолетов. К парку добавятся еще один «А 319» и два «Боинга 737».

При этом хочу отметить важный момент. За последние два года мы очень серьезно развили европейские направления. Открыли офисы в Польше, Венгрии, Грузии и Армении. Открываем представительства в Германии и Италии. Уже давно работают наши офисы в Болгарии, Румынии, Сербии, Латвии. Раньше, когда мы приходили на новый рынок и предлагали только наземное обслуживание, всегда ощущались проблемы с организацией перевозки. Сейчас появилась возможность предлагать турпродукт в комплексе, и  это вызвало настоящий ажиотаж. Например, по немецкому рынку у нас запланировано 12 рейсов в неделю из разных городов. Мы, конечно, немного волнуемся, но нас успокаивают наши коллеги. Вообще западные рынки очень стабильны, партнеры четко заключают договора, быстро проплачивают. На восточных и западных рынках совершенно разные подходы к работе.

 То есть в «Музенидис Трэвел» полным ходом идет диверсификация бизнеса в связи с нестабильностью российского рынка или это даже можно назвать частичным уходом с восточных рынков?

– Это не уход с восточных рынков, мы называем это развитием. Я еще раз подчеркиваю, что мы не развернули машину исключительно в сторону Запада. Просто компания  «Музенидис Трэвел» выходит на международный уровень. Ведь раньше мы обслуживали только страны СНГ.

 А что с отелями? Сейчас их лучше покупать или продавать?

– Мы все-таки пришли к мнению, что лучше отелями управлять. Сегодня мы развиваем собственную сеть отелей «Бомо клаб». В этих отелях мы создаем те условия, которые подходят нашим туристам. Это касается и сервиса, и развлечений, и анимационных программ. Сегодня у собственников, как правило, нет ресурса, чтобы заполнять отель. А у нас такие ресурсы есть. При этом мы подстраиваем отель под наши запросы, под запросы клиентов из определенных стран.

 Одна из главных новостей грядущего летнего сезона: «Музенидис Трэвел» выходит на кипрское направление. На каком этапе находится процесс?

– Я ждал этого вопроса. Да, компания «Музенидис Трэвел Кипр» уже зарегистрирована, и контрактинг идет полным ходом. Условия даже лучше, чем мы ожидали. Нас там хорошо встретили, для нас создают максимум благоприятствования, причем  на самом высоком уровне – мы чувствуем поддержку как со стороны правительства, так и со стороны Ассоциации отельеров и самих отелей. Как нам сказали, нас много лет уже ждали. Как вы понимаете, мы не делаем какой-то  крутой поворот: Кипр – это практически та же Греция, продукт очень похож.

 Видимо, момент выбран неслучайно? Ведь события с «Трансаэро» ослабили позиции основного российского игрока по кипрскому направлению – «Библио-Глобуса».

– Решение о выходе на кипрское направление было принято еще до известных событий с «Трансаэро». Хочу заверить, что мы не собираемся устраивать на направлении конкурентные войны и демпинг. Почему-то считается, что все отели находятся  чуть ли не в эксклюзиве у наших друзей и партнеров  (даже не хочу называть их конкурентами). Но это не так! На острове есть масса других отелей, которые ничуть не хуже. В нашем деле очень важны технологии и качество приема. «Музенидис Трэвел» создаст на Кипре свой сервис. Компания уже открыта, есть большой офис, вся документальная часть работы оформлена. В конце декабря – начале января мы уже выложим продукт в сеть.

 О собственных чартерах из Минска речи не идет?

– Мы не заходим на новые направления обвалом этих направлений. Это не наша стратегия. Мы заходим плавно и предлагаем партнерам сбалансированный  по критериям цена, качество и сервис продукт. В настоящее время из Минска на Кипр выполняется регулярная перевозка, самолет летает четыре раза в неделю. Мы будем вести переговоры с «Белавиа» и, если получим хорошие тарифы, будем участвовать в перевозке блоками.

 Будете продавать Кипр, используя «греческую» агентскую базу?

– Думаю, что наши агенты будут также успешно продавать Кипр, как и Грецию. Некоторые наши кипрские отели уже хорошо известны рынку, другие являются новинками. Поэтому мы, безусловно, проведем различные семинары, презентации, пригласим агентов в рекламные туры. Обязательно донесем до нашей агентской базы все возможности Кипра. А направление очень интересное, и его особенность в том, что оно рано начинается и поздно заканчивается. Фактически сезон на Кипре длится с апреля по декабрь. И цены мы предложим хорошие.

 Несмотря на продолжающийся кризис, может быть, планируете какие-то небольшие новинки на греческом направлении?

– Будем говорить с «Белавиа» о возможности постановки чартера на Крит. В прошлом году мы заявляли чартерную цепочку на этот остров, но не получилось. К сожалению, у «Белавиа» не было свободных бортов. В этом году, если будут самолеты, надеемся, программа осуществится. По-прежнему направление номер один – Салоники. Большие плюсы этой программы в том, что, прилетая в Салоники, турист может выбрать различные курорты. Это и Пиерия, и Халкидики, и Тасос. К тому же, в регионе богатейшие экскурсионные возможности. Сохраняем два рейса в неделю на Корфу, который с первого года очень понравился белорусскому рынку. Также по-прежнему будем выполнять дважды в неделю рейсы на Закинф – еще один остров,  весьма полюбившийся белорусским туристам. Ну, и, конечно, как и в прошлом сезоне, в наших планах – Пелопоннес и Афины.  

 А выдержит рынок две цепочки на Крит?

– Думаю, проблем с переизбытком перевозки не возникнет, поскольку  мы будем предлагать другой регион. Уже существующая на рынке цепочка предполагает прилет в Ираклион. Мы же будем прилетать в Ханью. Это другой продукт, другая часть острова. К тому же мы не планируем большую перевозку, будем работать в десятидневном режиме. Регион Ханьи, может быть, несколько проигрывает Ираклиону по отельной базе, но зато богаче природой, более зеленый и живописный.

 По вашим ощущениям, наш рынок сейчас сжимается или находится в обстановке «нестабильной стабильности»?

– Он просто стал плохо прогнозируемым. И поэтому мы, планируя свою работу, учитываем худший сценарий, средний и лучший. В сегодняшней ситуации надо иметь ответы и отходные пути на все случаи жизни. Потому что в действительности предсказать теперь ничего нельзя. Невозможно предвидеть, что собой будет представлять российский и белорусский рынок и какое будет материальное благосостояние россиян и белорусов через 3-4 месяца, когда, по сути, начнется сезон. К тому же раньше бытовал стереотип, что, мол, «наши люди ничего не боятся, что бы ни случилось, все равно полетят». Прошли те времена. Теперь безопасность важнее всего. Раньше мы считали, что только европейцы очень быстро реагируют на негативные события, а россияне и белорусы готовы ездить в отпуск несмотря ни на что. Так вот, сегодня в этом смысле западные и восточные рынки сравнялись. Поэтому важный козырь для нас заключается в том, что греческое направление абсолютно безопасно. В Греции туристам ничего не угрожает, а «Музенидис Трэвел» по-прежнему готов предлагать белорусам качественный и доступный продукт.

 Спасибо за беседу!

Беседовала Лилия КОБЗИК

https://www.traditionrolex.com/8