Общий лейтмотив: народ все равно отдыхать поедет, несмотря на все кризисы. Частные песни: кому надо – тот полетит и так далее. Ну и посткризисное парадоксальное резюме: сезон оказался еще лучше, чем, если бы не было кризиса! То есть турбизнес, на начальной стадии кризиса слегка трухнув, по ходу сезона как-то даже умудрялся ловить кураж и заканчивать на жизнеутверждающей ноте. В этот раз, мне кажется, все по-другому. Или мне это только кажется? Во всяком случае, большинство местных игроков рынка, с кем приходится общаться, не спешат рвать баяны и как всегда сыпать чересчур амбициозными планами на предстоящий сезон. Может, по ходу, наши, как всегда, раскачаются?
По моим сведениям, на сегодняшний день речь идет о приблизительно 25-30%-ном уменьшении бронирований в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Понятно, что о каких-то смертельных и фатальных тенденциях говорить вроде бы не приходится. В то же время – где та точка невозврата, грань ухода рынка в пикирующее состояние, в некий минус, после которого начинаются процессы, схожие с российской ситуацией лета-2014, когда фирмы начали просто банкротиться? Или у нас это, в принципе, невозможно? Потому что у нас нет так называемых «мыльных пузырей». Точно нет? Как помнится, подведя итоги осенью, россияне пришли к выводу, что в общей сложности выездной поток упал на 40%. То есть, говоря откровенно, если анализировать текущий момент, теоретически мы можем при неблагоприятном стечении обстоятельств тоже выйти на такой невеселый показатель. А можем, конечно, и не выйти.
Не хотелось бы рассуждать о таких вещах, как курс рубля и стабильность. Это все равно, что гадать на кофейной гуще. Кто мог предугадать, что весь январь в белорусских супермаркетах не будет помидоров? Никто, кроме тех, кто приказал не повышать цены. Что эти люди в перспективе намерены делать с белорусской экономикой – Бог весть. Сейчас цены в магазинах потиху отпустят, значит, подскочит стоимость товаров первой необходимости. Про повышение зарплат речи даже не идет, и все мы понимаем, что это невозможно. Неужели все это никак не отразится на потребительском спросе на массовый отдых? Ну, если не отразится – я снимаю шляпу перед белорусами. Недоедят – но в Болгарию полетят! Так что ли?!
Существует мнение, что на состоятельных, богатых людях наши уже практически перманентные кризисы не отражаются. Поэтому и потоки выездные все время растут, несмотря ни на какие кризисы. Может быть, может быть… Но, сорри, кого мы тут называем богатыми? Ту же турецкую, болгарскую клиентуру? Людей, которые летают в отели и виллы средней ценовой категории в Грецию, Черногорию и Египет? А это и есть основной выездной белорусский поток! Их доходы явно упали. И что, в этих условиях можно планировать такие же объемы перевозки на зарубежные курорты из Беларуси, как в прошлом году? Или даже чуть больше? Или, может быть, мы рассчитываем на армию российских силовиков, которым запретили выезжать за рубеж и которые теоретически могут попробовать нелегально вылетать из Минска? Чудеса-чудесатые…
Тем не менее, несмотря на все чудеса и кризисы, жизнь продолжается, и основные игроки на рынке уже распланировали, как будет выглядеть сезон, с оговоркой, конечно, на то, что планы могут поменяться, как говорится, на раз-два-три.
Итак, что мы имеем на грядущий сезон?
Имеем двух так сказать «возмутителей спокойствия», которые в этом сезоне вмешаются в рынок гораздо активнее, чем в прошлом. Это «Библио-Глобус», который ставит чартерные цепочки на большинство массовых направлений (Турция, Египет, Болгария, Греция, Черногория), ну и, судя по всему, будет царить на Кипре, где перевозка осуществляется регулярными авиарейсами. И это Be in Travel, который своим многократно увеличенным в объемах Тунисом способен также внести корректировки в потребительский спрос, оттянуть его от других направлений. Претензии на Марокко и Канары, в связи с прибытием нового «Боинга» пока не обсуждаем. На чартер на Тенерифе претендуют несколько фирм, кроме Be in Travel еще и «АэроБелСервис», и решения кому дать самолет пока нет. Еще более туманны перспективы чартера в Марокко. Хотя все и всегда зависит от цены!
Очевидно, ничто не может помешать (ну, кроме разве что кризиса, сходного с коллапсом) благополучному течению сезона по болгарскому направлению. Прошлым летом, как помним, был очередной всплеск. На цепочках одного только «Аэротрэвела» на болгарские курорты улетели около 70 тыс. белорусов. «Виновато» ли отсутствие Крыма в таком росте? Скорее нет, чем да. Если и «виновато», то только косвенно. Любопытный вопрос – куда рассеялись непосредственно крымские потоки в прошлом сезоне, так и останется тайной прошлого лета. Но факт, что многие, кто ездил в Болгарию на автобусах, летом 2014 полетели в Варну и Бургас на самолетах. Собственно, эта тенденция и отсутствие видимых визовых проблем внушают операторам немалый оптимизм и позволяют говорить о сохранении прошлогодних объемов и даже возможном незначительном росте.
Из-за визового мандража как-то сложнее обстоит дело на греческом направлении, которое в последние годы, в первую очередь благодаря усилиям «Музенидис Трэвел», всегда было на кураже. Впрочем, какие-то тревожные звоночки звенели уже в прошлом, достаточно спокойном сезоне – не многовато ли перевозки? Ведь загрузка бортов, откровенно говоря, была хуже, чем летом 2013-го (а это сигнал!), да и закончили сезон пораньше, чем обычно – в основном, правда, из-за кризиса в российском турбизнесе. Как бы то ни было, в нынешний непростой период запланирован даже небольшой рост на направлении. В расписании появились Афины. По-прежнему из Минска можно будет попасть на Пелопоннес (то ли одна, то ли две цепочки), Закинф (2 рейса из Минска, один из Гомеля), Салоники (предположительно 12 раз в неделю, но может быть и 9, и плюс рейсы из Гомеля). Пока окончательно не решен вопрос с Кефалонией, обидно, конечно, будет, если кризис помешает ввести в греческое «меню» белорусов еще один необычайной красоты греческий остров. По-прежнему сохраняется возможность попасть из Беларуси прямиком на Родос (2 цепочки в неделю), Крит (также две цепочки от «АэроБелСервиса» с «Тез Туром» плюс заявленная цепочка на Ханью от «Музенидис Трэвел») и Кос. Последние несколько сезонов Кос на белорусском рынке, что называется, переживал непростые времена, но, если к усилиям «АэроБелСервиса», как поговаривают, подключится «Музенидис» с его ресурсами по раскрутке и продвижению, то, возможно, направление в этом сезоне получит второе дыхание. Осенью и зимой было особенно тяжело верстать планы по Греции из-за полной неясности с введением биометрии – будет ли она вообще введена и если будет, то когда? Сейчас вроде срок определен – конец июня. Это значит, что в принципе, на большую часть сезона пакеты можно будет продать до введения биометрической процедуры. В общем, откровенно говоря, все – вилами по воде…
К счастью, не коснутся очередные визовые тяготы таких суперпопулярных у нас направлений, как Турция, Египет, Черногория (кстати, можете почитать особое мнение по Черногории Руслана Сегенюка, «Таймвояж»). По Турции ожидаем небольшой рост – судя по всему, не собираются сдавать своих позиций «Тез Тур», «АэроБелСервис», и вносящий в общий хор второй сезон подряд свою ноту «Библио-Глобус». Что касается Черногории, то, признаюсь, в какой-то момент за нее было страшно. Ведь первоначально, по моим сведениям, операторы планировали рост на направлении процентов 50%, а то и больше. 9 рейсов в неделю – у R-Tours (против шести прошлогодних) и, по слухам, 5 цепочек у «Библио-Глобус». Сейчас вроде видим 7 рейсов у R-Tours и три цепочки «Библио-Глобуса». Но у R-Tours еще две цепочки в запасе – рояль в кустах, который можно будет предъявить при благоприятном течении сезона. В общем, посмотрим…
Что запланировано на сезон по Испании, а также противоречивые мнения на этот счет нашего турсообщества, вы можете видеть в мнении Евгения Сазыкина. Прекрасная Италия на всем этом фоне традиционно у нас выглядит скромнее, находясь как бы в тени рыночного «гвалта» и дележки по-настоящему массового продукта. Хотя прошлый сезон показал, что потихоньку приходит черед и Италии: цепочки на Римини, Тревизо, Сардинию, Сицилию. Для белорусского рынка – настоящий прорыв! Консолидаторами рейсов выступают такие игроки, как «Данко Тревел», «АэроБелСервис», «Тез Тур», «Аэротрэвел». И, в принципе, можно сделать комплимент операторам -- продукт достаточно разноплановый, в этих объемах способный удовлетворить спрос и «подкачать» направление. Но удастся ли отлетать в том же объеме в этом сезоне? Очередной вопрос грядущего непростого лета! Мо моим субъективным ощущениям, несмотря на то, что все как бы не так плохо, операторы в этот раз боятся больше, чем в предыдущие кризисы. Впрочем, боятся, но новые офисы открывают. Даже в кризис каждый надеется «оседлать волну».