"Как там в Америке?" Перелетев через Атлантический океан, мы ожидали увидеть нечто необыкновенное и прежде всего небоскребы, "дома невозможной длины, одни дома высотою до звезд, другие - до луны", дабы запечатлеть себя рядом с творениями архитектурного гения Америки. Но, увы! На самом деле Америка - 1-2-этажная, и это совсем не каменные джунгли, а я бы даже сказала, что то место, где побывала наша группа - столица штата Северная Каролина, город Роли, - представляет большой коттеджный поселок среди соснового леса с небольшим бизнес-центром, где теснятся 2-3 средних небоскреба, в которых сосредоточены офисы, банки, технические помещения, скорее напоминающие склады и цеха старых заводов. Все здания прямоугольной или квадратной формы. Все слишком функционально. Никаких архитектурных излишеств. Второе, что сразу бросилось в глаза, - это полное отсутствие каких-либо живых существ на улицах, не считая пары-тройки афроамериканцев. Сплошной поток автомобилей, вычищенных до блеска, дорожные развязки со щитами-указателями. И третье, что поразило, - это чистота и обилие зелени. Чистота в воздухе, на улицах, в домах. Пыли просто нет. И это странно! В домах белоснежное ковровое покрытие (это традиция), по которому все ходят в обуви. Газоны настолько зелены и свежи, будто их только что почистили и помыли. Автомобили просто стерильны. Когда я задала вопрос: "Вы их, наверное, моете каждый день?", мне ответили: "Раз в месяц". И сосны, сосны, сосны да белки. Буквально ручные. Удивило и то, что столица целого штата - небольшой городок с населением 270 тыс. жителей. В Северной Каролине есть и более крупные города. К примеру, Шарлотт - целый мегаполис. Как оказалось, такова установка госдепартамента. Столицы штатов должны быть в небольших региональных центрах, чтобы развивались именно регионы. Роли также входит в так называемый треугольник (Triangle) - это скопление нескольких небольших городов, и название прежде всего связано с 3 крупнейшими университетами: DUKE, UNC и NCSU, которые соответственно находятся в городах Дюрам, Чеппел-Хилл и Роли. В центре треугольника - аэропорт, а еще чуть дальше - научно-исследовательский парк треугольника (Research Triangle Park), в котором расположены крупнейшие технологические компании. Это как бы инфраструктура жизни местного региона. Дом в тихом зеленом месте, работа в радиусе 30-40 миль от дома и тоже в одном месте. А вообще население всего треугольника 1 млн. 100 тыс. Первыми, кто осваивал эти земли, были англичане, и они же одними из первых открыли и поставили на поток производство табака и сигарет, тем самым разбогатев и осуществив "американскую мечту".Так, город Дюрам - родина "Lucky Strike" и "LM" - обязан этому названию Вашингтону Дюку, табачному фабриканту, который одним из первых начал использовать станок для набивки сигарет и разбогател. А вот научно-исследовательский парк треугольника заслуживает особого внимания. Фактически благодаря созданию этого парка в регионе наиболее низкий процент безработицы. В парке расположено 135 организаций. Из них 100 научно-исследовательских, базирующихся в первую очередь на университетах. Примерно 50% служащих парка работают на международные корпорации, а всего в парке работает 43 тысячи сотрудников. Средняя зарплата служащих 54 154 USD в год. Капитальные вложения превышают 2 млрд. USD. Общая сумма выплачиваемой зарплаты составляет 2 700 000 USD. Исследования проводятся в фармакологии, микроэлектронике, биотехнологии, телекоммуникациях, компьютерных и информационных технологиях и др. Целый научный город. Шоппинг - американское удовольствие А еще одно из удовольствий, которым любят себя побаловать буквально все, - это шоппинг! Все происходит не просто в магазинах, а в громадных гипермаркетах, которые называют молами, где сосредоточено буквально все - от бутиков до огромных торговых залов, киосков, винотек и, конечно же, фаст фудов и ресторанов, т.е. все в одном флаконе, на огромной площади с не менее огромным паркингом. Надо заметить, все организовано очень функционально и удобно для передвижения потоков покупателей. В каждом из этих молов можно очень даже повеселиться, если вы точно знаете, что вам нужно, так как sale (распродажа) здесь просто фантастическая. Вы можете встретить костюм или блузку от "Версаче" или "Дольче Габана" с пометкой sale всего за 9,99 USD или за 5,99 (вместо зачеркнутых $200). Только, конечно же, это не Версаче, а "made in China" или Гватемала, можно встретить и "made in Belarus". Есть и знаменитый магазин 1$ (где все за 1$). В основном это приятные мелочи - ленты, свечи, открытки, сувениры. Причем, что характерно, любую вещь, купленную в таком моле, вы можете принести обратно даже через неделю и отдать или поменять на другую. Деньги вернут полностью. А если вы захотели купить, например, бутылку красного калифорнийского в ресторане мола навынос, то мало того, что вам позволят продегустировать, прежде чем купить, так еще и скидку дадут 25%. Вот такой он, незатейливый и веселый американский шоппинг. Кстати, об алкоголе. Американцы очень сдержанны в этом отношении. Алкоголь продается в специальных магазинах и только строго с 21 года. Большинство людей очень религиозны. Поэтому наша традиция "выпить по чуть-чуть" здесь не приветствуется. А любимый напиток американцев отнюдь не виски, а водка. О Беларуси мало кто из них имеет представление: услышав white Russia (Белая Русь), американцы принимали это за шутку, считая, что речь идет о белой русской водке. Во как! Что до вина, то выбор вин неограничен - итальянских и французских, австралийских и, конечно же, калифорнийских. Это действительно мировое вино. Вообще культура питья строго соблюдается. Либо дома, по поводу (праздник, день рождения и пр.), либо в ресторане, баре. Если вы будете идти или ехать в машине, держа в руке открытую бутылку пива, вас могут оштрафовать! Вообще американцы открыты и прямолинейны до такой степени, что существует даже бесплатный звонок властям 1-800 HERO (герой), по которому добропорядочные граждане могут звонить до самозабвения и сообщать о любом нарушении и проступке. Говоря иными словами, "закладывать и стучать" друг на друга - это значит помочь родине. Если кто-то увидит, что газон у соседа не подстрижен вовремя (а по закону штата - это строгое правило для всех граждан), то этот кто-то может набрать 1-800 hero и сообщить о правонарушителе. Или, скажем, автомобиль припаркован не там, где положено. И вы даже знать не будете, откуда так быстро взялась полиция и чего от вас хотят. О еде. Да-да-да! McDonald & fast food в первую очередь. По принципу: помоги себе сам! Посуда пластиковая, одноразовая. Обслуживание - действительно очень быстрое, но и пища очень жирная, много соусов. Можно выбрать и вегетарианское меню. В ресторанах а-ля карт, французских, итальянских - редкие посетители, и ресторанов этих тоже немного, да и дорого там. В основном там проводят банкеты и свадьбы. У американцев нет по этому поводу условностей. Любимые рестораны для семейного обеда - это китайские и мексиканские. Там всегда много народа, и вам будут очень рады. В мексиканском обед или ужин в среднем будет стоить 12-15 долл. вместе с бутылкой "Короны" - отменного мексиканского пива, которое обязательно подадут с кусочком лайма. Китайский буфет обойдется в 7 USD без напитка. Это обильный шведский стол с богатейшим выбором мясных, рыбных и блюд из птицы, выпечки, фруктов и даже мороженого и конфет. Да еще в конце вам принесут комплимент -маленькое пресное печеньице с закрученной бумажкой - ваш гороскоп на сегодня. Приятная мелочь. О питье. Это надо знать. По сравнению с Европой все с точностью наоборот. Все напитки подаются со льдом. Полкувшина льда и немного сока или воды. Поэтому, если у вас проблемы с горлом, лучше сообщить. В конце нашего пребывания, уже на борту "АА" мы дружно кричали: "Without ice, please!" Утро в американской семье - это когда все спешат на работу, учебу: быстрый завтрак - это, как правило, бекон, зажаренный до состояния белорусской шкварки, яичница-болтунья, тосты, овсянка, сок, машина, school bus (да-да, желтый длинный автобус с женщиной-водителем, точь-в-точь, как в фильме "Форрест Гамп"), и путь до работы или школы. В основном это 30-40 миль по весьма оживленной трассе. Все спешат из своих уютных домиков на простых американских автомобилях зарабатывать на жизнь. Несколько слов о транспорте. Как я уже заметила, поток машин везде. А возрастной ценз водителей от 15 до 95 лет. Автомобиль - это основное средство передвижения. И если ты идешь пешком по улице, значит, с твоим авто что-то случилось и у тебя могут спросить: "Чем я могу помочь?". Общественный транспорт - для самых бедных и неимущих, в основном, черных и студентов. Но это касается небольших городов. В крупных мегаполисах, как Чикаго и Нью-Йорк, ситуация другая. Поэтому в среднем американец наезжает по 60-100 миль в день. Это нормально. А сами автомобили - это просто песня. Поклонник "бьюиков" и "кадиллаков", "линкольнов" и других американских игрушек для взрослых может упасть замертво от счастья. Здесь можно встретить все - от "мустангов" кофейного цвета 1966 года до "хаммеров" и последних разработок Форда и "Дженерал Моторс". Покупка автомобиля - это отдельная история. В Америке принято покупать автомобили в кредит, даже если у тебя есть деньги, т. к. тогда ты платишь меньше налогов. Деньги здесь умеют считать, как умеют и делать бизнес. Это стихия американцев, их кредо, каждый прожитый день должен приносить деньги - это главное. А вот рассуждать, есть ли жизнь на Марсе, как это любим мы, это совсем не по-американски. Да, они сдержанны, и вообще надо заметить, что язык не богат эпитетами и разного рода рассуждениями в общем и ни о чем. Если американец не знает чего-то, он будет или молчать, или скажет откровенно: это не моя область. Но если затронутая тема касается непосредственно его профессиональной деятельности, будьте внимательны, т. к. американцы в основном узкие, но очень грамотные специалисты, которые будут утверждать только то, что знают наверняка и точно. Так что не пускайтесь в дискуссию о развитии космоса или биографии Хемингуэя, если вы знаете это поверхностно, т. к. вам будут задавать много конкретных вопросов… И вообще эмоции у американцев исторически куда-то запрятаны так глубоко, что увидеть их непросто. Но это не значит, что они бесчувственны. Я бы даже сказала, что они очень сентиментальны. И еще удивительная вещь, можно сказать, что это по-американски - обязательно кого-то спасти или помочь. И это искренне. Очень часто, если в доме живет собака или кошка, она может быть инвалидом, ее буквально вытащили из-под колес автомобиля или нашли где-то случайно. Многие усыновляют больных детей, в том числе из Беларуси. Есть семьи, где, например, сезонные родители (так они себя называют). К ним приезжают дети-сироты из третьих стран на лето на оздоровление. Еще одна из черт американской жизни - это страсть к вывешиванию флагов. Флаги просто реют повсюду - в торговых центрах, в офисах, ресторанах, у домов, в том числе и в туристических офисах и компаниях. Хотя сами американцы не считают себя слишком патриотичными. Это сложилось исторически. Флаг - это как часть тебя самого, твоей национальной принадлежности. Какие бы новшества прогресса ни создало человечество, в Америке они тут же найдут применение, начиная от пластиковых карт, телемагазина, бесплатной доставки всего чего угодно и, конечно же, тотальной компьютеризации. Компьютер - как член семьи. Многие услуги и товары предпочитают заказывать по интернету, сидя дома. И, что удивительно, если тебя нет дома в момент доставки, ваш заказ могут оставить на крыльце, и никто на него не позарится. Он будет ждать своего заказчика на пороге его дома. Никакого личного контакта со внешним миром. Американское общество считает себя обществом индивидуумов. Здесь даже существует понятие индивидуального пространства, за которое нежелательно заходить. Говоря простым языком, "не дышать в лицо собеседнику", что у нас получается довольно часто. 60 см - вот расстояние, на котором принято разговаривать. Это неустановленное правило, но придерживаются его строго. Американцы любят ходить в гости (а кто не любит?). Но здесь опять существуют негласные правила, которых все придерживаются. Все должно быть согласовано и уточнено. Они очень пунктуальны и не любят, когда кто-то опаздывает. Очень любят устраивать всевозможные совместные party - вечеринки по разным поводам, на которые принято приносить свои блюда, приготовленные заранее, что также согласовывается. Эта идея, скажу вам, мне очень понравилась. Отдельной строкой хотелось бы немного рассказать о настоящем афроамериканском блюзе и не только. Я знала об этом и раньше, много читала о том, что в Штатах "черные" играют и поют, как боги. В одном Новом Орлеане их сотни - первоклассных музыкантов, которые никогда не станут мировыми "звездами". Да им это и не надо. Просто им нравится то, что они делают. Но я никогда не догадывалась, что черный блюз - это не просто классно, это бесподобно и неподражаемо. Еще в аэропорту Чикаго в переходе с одного терминала в другой я услышала саксофон. Черный парень импровизировал вживую. Причем как будто он говорил о чем-то. Потом нам посчастливилось провести вечер в блюзовом кафе на концерте Фергюссона. Это был отличный вечер. Когда вы узнаете стоимость входного билета, вы удивитесь - всего 10 USD. Мы попали в атмосферу 70-х. Все танцевали, слушали, под гром аплодисментов делились впечатлениями. Блюзовые фестивали проходят повсеместно. Играют там простые черные - женщины, мужчины, которые никогда не знали нотной грамоты. Но они играют так, как будто родились с гитарой. Причем на эти фестивали приезжают известные музыканты. Скорее с целью перенять и уловить неуловимые звуки. А те, в отличие от них, просто поют и играют соул (душу), и деньги их не интересуют. Это их атмосфера. Еще удивил ресторан, в котором мы ужинали. В соседнем зале играли джаз. Пела девушка. Я решила, что это концерт. Оказалось - это просто музыканты ресторана... Об отношении к спорту Надо отдать должное - американцы очень спортивная нация. Спорт любят и даже уважают, это всячески приветствуется и финансируется. Почти все посещают фитнес- клубы, теннис, гольф, баскетбол. Это любимые виды спорта. Помимо этого, почти все страстные спортивные болельщики. Это тоже часть жизни. А самый популярный вид спорта у болельщиков - это американский футбол. Когда идет супербол (финальная игра), друзья собираются у кого-то дома (это также традиция). Перед этим оговаривается кто что купит: в основном это пиво, попкорн и чипсы. И в этот вечер можно заметить движение на улице. Это съезжаются болельщики, и у каждого дома вы увидите 5-6 машин и голубые экраны через окна. Для этого существуют также спортивные бары с огромными "плазмами", где море пива и болельщиков у барных стоек. Это же можно наблюдать и в аэропортах и вокзалах. Все это слегка напомнило мне добрые 70-е: весь Советский Союз смотрел хоккей по ящику, когда играли "наши" и канадцы. И все кричали дома "гол!!!" и обсуждали всю неделю. В общем, у нас есть много общего. Часть 2. Бизнес по-американски Главное в американском бизнесе - быть успешным. Это правило номер один. Если ты не уверен в себе, если у тебя нет цели, ты не улыбчив, то вряд ли с тобой будут иметь дело в Америке. Ты должен точно знать, чего хочешь достичь, и поэтому воплощением американской мечты всегда был лозунг: "Кто был ничем, тот стал всем!" Только несколько в другом контексте. Они любят повторять, что тот или иной миллионер когда-то был сыном лавочника или рыбака, и вот, смотрите, упорным трудом он создал целую корпорацию и стал одним из богатейших людей мира. Ведь старт был у всех одинаков. Их предшественники - эмигранты из Старого Света, некогда хлынувшие на новые земли искать лучшую жизнь. В результате войны за независимость, борьбы за лучшую жизнь были стерты и уничтожены классовые барьеры и дворянские титулы. Поэтому те, кто настаивает на своих родовых титулах и династиях, и те, кто себя воспринимает слишком серьезно, чаще всего будут объектом насмешек. Поэтому здесь нет таких чинов и аристократических титулов, как это принято в Старом Свете: барон, князь, граф. Главное мерило - то, чем ты занимаешься и насколько успешно. А движущая сила бизнеса - безусловно, конкуренция и, надо сказать, жестокая, как говорят сами американцы. Никаких поблажек и уступок. Есть деловое партнерство, но только на период выполнения проекта, где общий финансовый интерес. Как только интересы расходятся, партнеры легко могут превратиться в конкурентов. Отсюда и общество индивидуумов. Какая уж тут духовная близость! Поэтому желание американского сообщества контактировать и обмениваться опытом с сообществами других стран естественно. Рабочий день насыщен совещаниями. Вообще совещание - это часть успешного бизнеса. Вспомните наши планерки. Если у нас это одно из серьезных и ответственных мероприятий, то совещание по-американски - это полная неформальная обстановка. Можно сидеть на столе, попивая кофе или диетическую колу, хлопнуть при этом босса, которому уже далеко за 60 по плечу: "Привет, Билл!" - спросить, как он провел выходные. Принято шутить и смеяться. Мозг должен быть расслаблен. Нет никакой напряженности. Мы всегда ищем во всем глубокий смысл. В Америке легкость общения - это знак внимания. И надо сказать, было очень приятно, когда незнакомые люди в разных местах приветливо улыбались и интересовались, как ты, чем тебе помочь и т. п. Это было неожиданно приятно. Прием на работу упрощен донельзя. Никаких справок, никаких трудовых книжек, в лучшем случае ты приходишь на собеседование, сообщаешь, где и кем работал до этого, можешь предоставить резюме, если того требует наниматель. Американцы верят слову. И точно так же легко и просто ты расстаешься с рабочим местом: никаких обходных листов, отработок, заявлений. Если ты по каким-то причинам не устраиваешь шефа, утром, улыбаясь тебе говорят: "Ты уволен"! Ты складываешь свой канцелярский скарб в коробку - и гуд бай! ( Вот точно, как в кино). Все желают тебе удачи, так же улыбаясь, будто сожалея или радуясь. Этого ты уж точно не узнаешь, т.к. улыбка - это часть имиджа и менталитета страны. У некоторых даже мимические морщинки. Ты должен быть стоек ко всем превратностям судьбы, чтоб никто не догадался, что у тебя проблемы. От этого улыбчивые американцы всегда находятся в состоянии стресса. А чтобы окончательно не свихнуться, они придумали защиту: в каждой компании, или почти в каждой, есть свой психолог. И если у сотрудника возникает угроза нервного срыва, он быстро отправляется на реабилитацию к психологу. Очень популярны тренинги, где учат расслабляться и правильно реагировать, т.е. бороться со стрессом. В нашей отрасли, как ни в какой другой, это просто необходимо. Остается им только позавидовать. Нам также был показан тренинг, который проводил доктор Рон. Это просто бесценно. Когда мы заполнили анкеты, результат был потрясающий, у всех один - перегрев на работе! Потом всем были приклеены маленькие кружочки-индикаторы на кисть руки, чтобы наблюдать, как часто наше эмоциональное состояние влияет на организм. Доктор Рон раскрыл для нас формулу, которая очень проста: счастье=работа+любовь+игра, то есть у человека должна быть любимая работа, на которую ты спешишь с радостью, есть любовь (не только семья, но обязательно любимая семья, или просто влюбленность) и во всем этом присутствует элемент игры (легко и с юмором относиться ко всему). Но главное, когда ты под стрессом, - это изменить свое мышление, заставить мозг думать иначе, не переживать это состояние снова и снова, а пойти от обратного. Например, пришел к вам сложный клиент или тот, кто просто отнимает время, вы перенервничали, после этого нельзя продолжать работать, нужно срочно выйти на улицу, сменить обстановку на 5 минут, посмотреть на небо, пройтись по улице, трижды глубоко вздохнуть и только после этого вернуться на рабочее место. Эффект успокоения наступит сразу. Да-да, скажете вы. А если сезон и клиент идет потоком, какие уж тут прогулки. О турбизнесе Если в жизни мы веселее и духовно богаче, то в бизнесе американцы, конечно, зубы съели, а что касается туристической отрасли, то в штате Северной Каролины, где находилась непосредственно наша группа, туризм - одна из наиболее мощных индустрий. Правда, основной вид туризма - это внутренний туризм. Доход от путешествий американцев по Северной Каролине в 2002 г. составил $12 138 000 долл. Налоговая прибыль от туризма - около 1 млрд.USD. Население Северной Каролины 8 млн. человек! Что же касается государственной политики в развитии этой отрасли, то вложения в этот сектор экономики колоссальные. В каждом регионе существуют свои туристические офисы, финансируемые из бюджета штата, которое утверждает законодательное собрание. Так, например, в регионе Winston Salem годовой бюджет туристического офиса - 4,5 млн. USD, что позволяет выпускать не только каталоги, информационные брошюры, рекламные ролики, но и проводить фестивали, шоу и даже снимать небольшие фильмы, не говоря о множестве полезных аксессуаров (ручки, кружки, значки, вымпелы и пр.). Задача каждого такого офиса -максимально привлечь внимание к данному региону. 4,5 млн. USD заработано 50 отелями данного региона. На каждый гостиничный номер принят фиксированный 6%-ный налог, который идет в бюджет штата и составляет 3 млн. USD в год. Например, за 2003 год 2 миллиона из них получил туристический офис, который должен отвечать за заполняемость отелей и для этого они привлекают все элементы инфраструктуры региона. Так, например, благодаря моравийцам, Старый Салем приобрел славу города прикладного искусства, текстиля и табачного производства - это часть истории. И соответственно вся реклама отражает все эти компоненты. Если в регионе проходит конференция, туристический офис проводит тендер среди отелей и информируют заказчика. Он же совместно с отелями отслеживает, кто приезжает, какая целевая группа, и для нее верстаются экскурсии и развлечения. Если это курсы повышения квалификации для гостиничного бизнеса, то вы получите информационный пакет по всему региону, с тем чтобы задержались хотя бы еще на день и потратили деньги. О туристических компаниях В отрасли идет глобализация. Крупные операторы поглощают агентства. Это обусловлено в первую очередь высокой технологичностью. Практически все бронировки идут через Интернет. Поэтому главный элемент в правилах продаж - это вэб-сайт, который должен информационно отражать все. Т.е. менеджер не видит клиента вплоть до момента закрытия продажи и выдачи документов, а может и не увидеть его вообще. Все общение идет только методом электронных коммуникаций: телефон, интернет, электронная почта. Поэтому в офисах агентств вы встретите единичных клиентов, и больше всего вас потрясет тишина. Между столами множество барьеров (индивидуальное пространство). Все сидят с наушниками, чтобы телефонные звонки не нарушали рабочий процесс. Правда, если после третьего звонка менеджер не снимает трубку - это серьезно отразится на его работе. У крупных туроператоров есть call center, и вы можете получать автоматические ответы, а также звонки автоматически распределяются на отделы или менеджеров. Есть и отдельно выделенная линия non stop, по которой клиент может позвонить с любой точки планеты в любое время суток и сообщить свою проблему на автоответчик. Позиционирование на рынке несколько иначе, чем у нас. Деление идет на тип клиентов, а не по направлениям. Корпоративный клиент (это основной клиент), индивидуалы и группы. Корпоративный клиент может принести компании 1 млн. USD прибыли за один заказ, так как это обычно огромные корпорации, которые выезжают по бизнес-программам. А это масса дополнительного сервиса, который включен в пакет тура. Как правило, на корпоративного клиента работает целая команда. Это тоже одна из главных причин успеха той или иной фирмы. Командный дух, команда - это один из главных элементов успешного бизнеса по-американски. Не правда ли, это напоминает вам что-то? Также могут быть и "ниш-операторы". Например, в небольшой частной туристической компании (8 человек) родилась идея объединить круизы и гольф. Тем самым они зарекомендовали себя в этом сегменте рынка. Они организуют около 13 круизов в год. Этого достаточно, чтобы фирма процветала. Или дайвинг. Есть туристические агентства, которые специализируются только на этом виде отдыха или, например, на обслуживании спортивных соревнований, кинофестивалей, т.е. событийном туризме. Есть компании, которые делают 3-4-дневные туры для бабушек и дедушек, любителей бриджа. Это тоже целевая группа. В связи с этим все топ-менеджеры в агентствах универсальные, и у каждого своя клиентская база. Что касается корпоративного клиента, то в крупных компаниях, таких как "Novigant" (один из крупнейших в США) для корпоративного клиента выделяют отдельного менеджера, который может находиться непосредственно в самой компании. Так удобнее. Огромное внимание уделяется customer service - обслуживание клиентов, т.е. доскональному исследованию притязаний клиента, постоянному общению с ним и т. д. Твой продукт должен быть уникален на рынке - и ты можешь завоевать этот рынок. Большое значение придается брэндингу. Ведь маркетинг заключается в двух вещах: - потребности покупателя - как ее удовлетворить (посредством обратной связи). Над этим работают целые рекламные компании. Раскрутка региона ведется с участием известных брэндов. Так, например, в Роли - столице штата Северная Каролина - придумали брэнд - "Стиль жизни по-северокаролински" (North Caroline stile). И это привлекло туристов, которые приезжают сюда на 2 дня, на уик-энды - погулять по шоппинг-центру, сделать полезные покупки, посмотреть известные выставки (в то время там была выставка "Титаник"), послушать музыку в опере. Естественно, все это подается в "красивой упаковке" - по ТВ, в журналах и, безусловно, на сайтах! И о планировании. Бизнес без генерального плана на 5 лет - не бизнес. Он обречен. Компания должна видеть себя на рынке через 5 лет. Есть объективные обстоятельства, которые могут быть причиной остановки процесса в том или ином секторе, когда компания должна быстро переориентироваться на новое направление, но его уже следует "забить" в программе бизнеса. Лучшими остаются те, кто сумеет это сделать. В любом случае можно сказать одно: мы на правильном пути в плане совершенствования своего бизнеса. Одного нам не хватает: крупных капиталовложений со стороны государственного сектора в развитие национальной туристической отрасли и, безусловно, совместной взаимовыгодной работы. Здесь должны быть задействованы все звенья: и туроператоры, и агентства, отели, музеи, выставки, рестораны, транспорт, рекламные компании. Тогда и только тогда к нам поедут.
Выпуск №36, 2004 год