К таким бредовым аналогиям уже не первый год подталкивает беглый осмотр цифр, фиксирующих количество прибытий иностранцев в страну. Статистика организованных прибытий в Беларусь – мизер по мировым меркам, тут мы бьем все антирекорды: всего около 120 тысяч зарубежных туристов (плюс минус) на протяжении последних минимум 10 лет. Статистика пересечений границы – 5-6 миллионов за тот же период. Количество гостей, посетивших Минск в прошлом году, парадоксально – около 350 тысяч (что это за люди – непонятно, но еще не так давно экс-мэр Ладутько обещал довести данный показатель до миллиона, нынешний председатель горисполкома пока на этот счет молчит). В итоге что мы имеем? Сколько же у нас реальных туристов? Сколько реальных денег они приносят? Почему к нам ездят за редким исключением только россияне? Отчего, когда мы отменяем визы гражданам какой-либо страны или вводим безвизовый въезд в отдельно взятом регионе, туристический поток не растет? Извините, нам 17 лет, и мы – сумасшедшие?
Дело, по-моему, не в том, что мы плохо считаем. И не в том, что нам не хватает тех самых «сателлитных счетов». И не в том, что у нас не развита статистика. Посчитать мы можем как угодно и сколько угодно, особенно, когда для радужных отчетов требуется предъявить показатели на бумаге. Дело в том, что туризм как экспортная отрасль очень интеллектуальный «продукт», и в нашем случае из-за отсутствия экзотики, природных и культурных факторов, привлекающих массовых туристов, продукт этот очень зависит от постоянных, просчитанных усилий по привлечению гостей. Можно ли сказать, что такие усилия грамотно, целенаправленно, сообща и постоянно предпринимаются? Наверное, нет. Чего же мы хотим? На сегодняшний день белорусский въездной туризм – это сплошной темный лес, в котором ввиду еще и политической подоплеки не так просто выйти на широкую дорогу нормального бизнеса и нормальной мотивации.
Но все же есть на рынке въездного туризма кровно заинтересованные игроки, которые полностью или частично строят бизнес на нашем въездном туризме. Кто они и какие именно въездные «сегменты» они держат?
Топ-10 турфирм–лидеров въездного туризма
1. «Виаполь». Одна из инкаминговых компаний, не имеющая советских («интуристовских») или административных «корней», созданная творческими усилиями кандидата географических наук Галины Потаевой. С самого начала появления на рынке в начале 1990-х годов компания занималась развитием экскурсионных маршрутов и сумела предложить адекватный национальный турпродукт российскому туристу, когда тот в силу объективных причин, после постсоветского затишья, «дозрел» до организованных путешествий по соседней Беларуси. «Виаполь» буквально царит на поле приема российских экскурсантов, создав стройную схему реализации подобных туров и постоянно развивая маршруты.
2. «Вокруг света». Основной сегмент работы фирмы – так называемые цепочные туристы. Фирма занимается приемом туристов со всего мира, которые прибывают в Беларусь в рамках комбинированных маршрутов, включающих сразу несколько стран в нашем регионе, например, Беларусь–Украина–Россия или Литва–Беларусь–Украина. В составе таких групп – в основном американские, японские, западноевропейские пенсионеры.
3. «БеларусТурСервис». Выходец из былого «Беларусьтуриста», глава компании Геннадий Левшин изначально сделал ставку на прием индивидуальных туристов из дальнего зарубежья и благодаря опыту и профессионализму развивает этот вектор. Компания много сил и средств вкладывает в технологии, поскольку для самостоятельного западного туриста очень важна возможность простого бронирования различных услуг в Беларуси. Кроме американских и западноевропейских индивидуалов, компания успешно обслуживает группы китайских и японских туристов.
4. «Прайм Тур». Ставим на четвертое место фирму, которую возглавляет бывшая сотрудница «АлатанТура», профессионал со стажем в области въездного туризма Наталья Лисовская, поскольку компания «профилируется» на перспективном немецком секторе. Туристы из Германии, вслед за японскими, являются самыми активными путешественниками в мире. В Беларусь группы немецких туристов прибывают в рамках так называемых военных туров. Первая и Вторая мировые войны оставили много следов на нашей земле, и некоторое количество граждан Германии приезжают в Беларусь, чтобы навестить могилы родственников либо поучаствовать в совместных белорусско-германских антивоенных акциях.
5. «Дитриб». Еще одна фирма с достаточно четким профилем работы в области въездного туризма. Одним из руководителей компании является Игорь Чернозипунников, который некогда работал в туристическом отделе Управления делами президента. Кроме приема индивидуальных западных и российских туристов, компания специализируется на охотничьем туризме. Охотники – один из самых стабильных инкаминговых сегментов белорусского туризма.
6. «ЦентрКурорт». Собственник этой туристической структуры – Управление делами президента. Компания работает на прием российских экскурсантов, но основной въездной профиль – это все же организация отдыха российских граждан в белорусских санаториях. Как помним, именно «ЦентрКурорт» выиграл тендер на звание главного оператора по приему туристов на прошлогоднем ЧМ по хоккею.
7. «Белинтурист». Вот уже несколько лет компания является структурным подразделением «ЦентрКурорта». Напомним, что в свое время «державший» весь въезд западных туристов в Беларусь «Интурист» развалился на «Белинтурист» и «Внешинтурист». Основным «бизнесом» советского «Интуриста» были, как известно, те самые «цепочные» туристы, посещавшие Беларусь по дороге к осмотру Золотого кольца России. В итоге дележа часть цепочек досталась «Внешинтуристу», а другую часть смогла забрать амбициозная уже упомянутая компания «Вокруг света». «Белинтуристу» не досталось практически ничего. На сегодняшний день «Белинтурист» обслуживает прием гостей на крупных спортивных и других мероприятиях.
8. «Минсктурист», «Беларустурист». На сегодняшний день компании, работающие под крылом Федерации профсоюзов Беларуси, заняты экскурсионным обслуживанием корпоративных российских групп и индивидуалов. Одним из основных векторов является прием групп российских школьников.
9. «БелАгроТрэвел». Относительный, но очень яркий новичок на рынке въездного туризма. Компания, руководимая Филиппом Гулым, сыном погибшего Анатолия Гулого, который в советские времена был единственным в Беларуси журналистом, специализирующимся на туризме, эффективно продвигает свои возможности на российском рынке, торгуя различными экскурсионными маршрутами и санаторными путевками.
10. «Топ-Тур». Единственная в списке компания, которая одновременно входит в десятку фирм, лидирующих в выездном туризме. В инкаминге профиль фирмы – охотничьи туры, прием корпоративных групп, обслуживание мероприятий, медицинский туризм.
Мы здесь предлагаем лишь десятку компаний, профиль и публичная деятельность которых позволяют говорить об их значительном весе в расстановке сил в сфере непростого белорусского инкаминга. Есть еще не менее десяти фирм, которые также достаточно успешно работают на огромном российском рынке. Отдельные компании специализируются на медицинском туризме. Кроме того, не секрет, что существуют такие сегменты въездного туризма, как прием игроков в казино и обслуживание турецких и итальянских «мальчишников». Обслуживанием этих групп понемногу занимается несколько фирм. Но ранее, когда данный сегмент четко выделялся (подобных гостей к нам в страну прибывало гораздо больше), существовали узкоспециализированные компании, которые занимались только данным приемом.
Три популярных вопроса на тему въездного туризма
Насколько вредит Беларуси имидж «последней диктатуры Европы»?
Не настолько, чтобы это обстоятельство кардинально мешало привлекать туристов. О нас вообще ничего не знают – вот проблема. Мало что знают ближайшие западные соседи, и совсем не знают в мире. И мы делаем если не все, то многое, чтобы нас воспринимали, как часть России. Национальная самобытность – вот то, что мы должны были в свое время трепетно восстанавливать по крохам, вместо этого годами наблюдаем только жертвенную работу энтузиастов и очень мало государственных усилий. В то же время нам реально не хватает «европеизации», причем во всем: в сервисе, в бизнесе, в отношениях. Так называемый «совок» нигде и никого не привлекает. Можно открывать стилизованные советские рестораны с нарочито хамским экстравагантным обслуживанием и соответствующим антуражем или делать музеи, посвященные советскому периоду, но преподносить полноценный «совок» в «натуральном виде» (а именно в таком виде он у нас и сохранился) как туристическую приманку – нереально, в этом мы уже убедились.
Так ли плохо у нас с инфраструктурой и сервисом?
Инфраструктура потихоньку появляется, а вот отлаженный сервис с европейскими стандартами – дело гораздо более сложное. Тут вопрос культуры, обучения и интеллектуализации. На мой взгляд, на сегодняшний момент задана очень низкая планка. Когда смотришь на обслуживание в наших придорожных кафе, на «сервис» в маленьких городках, в конце концов – на хмурые лица жителей страны, в том числе и столицы, понимаешь: не-е! Не поедут к нам туристы издалека! Зачем? Похожую природу и достопримечательности они легко найдут в Литве и Польше. И при этом без виз, языкового барьера и дешевле. С другой стороны, не все так мрачно. Поезжайте на выходные в Брест и пройдитесь по местной пешеходной, когда фонарщик зажигает огни, а народ шумно тусуется на хоть и носящей странное название, но вполне европейской улочке. Так должно быть везде. Города, наполненные жизнью, культурными событиями и, конечно, местным колоритом, нам просто необходимы.
Замечательно, что в Минске в ближайшее время появятся брендовые отели с высокими стандартами – «Марриотт», «Хилтон», «Хайат». Они сами по себе способны привлекать деловую публику, которая посещает любую страну, где есть хоть какой-то бизнес. И, кроме того, такие гостиницы приносят на рынок технологии, которые в туриндустрии не менее важны, чем в IT-сфере. Отметим еще как благоприятный факт появление качественной туристической инфраструктуры, хороших средств размещения на природе. Речь идет о таких гостиничных комплексах, как «Тиневичи», «Дукорскi маёнтак», «Наносы», «Красный бор», «Гринвуд».
Почему к нам ездят «одни россияне»?
В принципе то, что в Беларусь преимущественно приезжают граждане соседней страны – это нормально. Это вполне естественная практика. Для россиян у нас к тому же, как говорится, «созданы все условия». Безвизовый въезд, отсутствие языкового барьера, лояльный психологический климат, ностальгические мотивы. Нам, в общем-то, ничего особо не надо было делать, чтобы они к нам поехали в качестве организованных туристов. Достаточно было восстановить два замка и наладить схему обслуживания.
Проблем с привлечением иностранцев из дальнего зарубежья гораздо больше. И не знают нас, и смотреть особо нечего в Беларуси по европейским меркам, а своими козырями (транзит, природа) мы так и не научились пользоваться, и обслуживать толком не умеем, и по ценам неконкурентоспособны. Лучше всего ситуацию с нашим въездным туризмом иллюстрирует табличка основных импортеров белорусских туристических услуг по результатам работы отрасли в 2014 году. Я бы, пожалуй, сказала: смотрите, какой ужас! Из Литвы в Беларусь мы сумели заманить только две тысячи организованных туристов, и это десятая строчка в рейтинге. А израильтян, которые по уму должны приезжать сюда пачками и толпами, потому что кому, как не им, здесь наслаждаться экскурсионными маршрутами, вообще нет в десятке. С другой стороны, эта табличка – повод задуматься, может быть, «испугаться» (как же так?) и принять меры по привлечению туристов не только из нашего основного целевого рынка (Россия), но и из тех стран, из которых нам принимать туристов, как говорится, сам Бог велел, потому что с ними нас связывают кровные европейские связи. Надо только во всех смыслах «открыть» страну и создать специально для этих туристов интересный турпродукт. Мне кажется, это вполне возможно. Не сумасшедшие же мы!
Основные импортеры белорусских туристических услуг по результатам работы в 2014 году
|
Экспорт, тыс. дол. США |
Доля в общем объеме экспорта, проценты |
Экспорт 2014 к 2013, проценты |
Количество организованных туристов, тыс. чел |
Количество туристов, тыс. чел. (по данным ГПК) |
Россия |
172 980,6 |
68,6 |
103,4 |
113,2 |
1 190,0 |
Великобритания |
9 139,0 |
3,6 |
108,3 |
0,9 |
7,5 |
Германия |
6 531,1 |
2,6 |
95,3 |
1,7 |
41,0 |
Украина |
5 291,6 |
2,1 |
107,4 |
1,8 |
1 736,0 |
Турция |
3 856,1 |
1,5 |
108,3 |
0,9 |
21,4 |
Кипр |
3 641,8 |
1,4 |
132,7 |
0,038 |
0,4 |
Австрия |
3 233,0 |
1,3 |
146,0 |
0,3 |
6,3 |
Польша |
3 052,1 |
1,2 |
135,6 |
1,7 |
5 670,0 |
Италия |
3 010,2 |
1,2 |
113,5 |
0,9 |
13,9 |
Литва |
2 426,7 |
1 |
89,6 |
2,0 |
882,0 |
Благодарим Национальное агентство по туризму и лично Григория Померанцева за предоставленные статистические данные.