https://www.traditionrolex.com/8
<p>Мы продолжаем следить за ситуацией и тенденциями в белорусском турбизнесе, которые постоянно корректируются с учетом кризисных (или послекризисных?) настроений в обществе.  Сегодня в фокусе обсуждений – несколько насущных вопросов выездного туризма, которые так или иначе всплывают в профессиональных обсуждениях. А именно:</p>

1. Что все-таки будет представлять собой сезон в объемах рынка?

2. У каких, скажем так, классов населения остались силы и средства покупать пакетные туры?

3. Как профессиональная среда переживает явное падение продаж?

4. Есть ли основания надеяться на так называемый  отложенный спрос?

1.

Нельзя сказать, что от докризисных планов операторов на нынешнее лето остались рожки да ножки, но и от факта явного «ущемления рынка» тоже невозможно отвернуться. Впрочем, такой крупный консолидатор, как «АэроБелСервис», подчеркивает, что изначально программы и не были раздуты. Скажем прямо, еще до пресловутого кризиса было ощущение, что рынок рос-рос, но постоянно или слишком долго это не могло продолжаться, когда-то он все равно должен был «сдуться», вопрос только: как скоро?

В целом программа «АэроБелСервиса» «ужата» на 60 рейсов в сравнении с прошлогодним объемом. Если в сезон-2014 консолидатор осуществил около 400 рейсов по всем направлениям за сезон, то на сегодняшний день планируется закрыть «тему» 340 вылетами. Единственной полноценной «жертвой» кризиса можно назвать тихий и красивый греческий остров Кос, на который в этом году из Минска прямым чартером уже не попадешь. Все остальное слегка «подрезано», но сохранилось, так, например, если говорить о любимом направлении белорусов – Турции, то убрали одну частоту на Анталью, слегка подсократили Измир. В целом продажи по Турции идут, но в рваном темпе и неровно по различным курортам. Так, по словам директора по туризму компании Александра Бурдейко, традиционно лучше продается Анталья. Хуже – Кушадасы, Бодрум и Мармарис. Причина не только в спросе, но и, собственно, в желании местных турецких хотельеров мобильно реагировать на нашу кризисную ситуацию, то есть предоставлять различные скидки и бонусы. Анталийские хотельеры  в этом смысле всегда отличались большей восприимчивостью и гибкостью – все-таки масштабы бизнеса не в последнюю очередь определяют стиль его ведения.

Впрочем, ни нам, ни другим постсоветским странам обижаться на турецкий турбизнес ни в коей мере нельзя. Причин тому – огромное количество, из последних – спонсирование турецкими фирмами части наших чартеров на их курорты. Напомним, что турецкая сторона пообещала поддерживать каждый чартер 6 тысячами долларов. Как говорят операторы, спонсирование осуществляется не напрямую, а через местных операторов, которые работают с нашими фирмами. И период  акции ограничен – только до 1 июня. По словам Александра Бурдейко, в эту временную «вилку» у «АэроБелСервиса» попадает 30 рейсов на Анталью и Измир.  Получится ли воспользоваться бонусом в полной мере – пока не очень ясно.  Но, безусловно, подобные финансовые вливания  далеко не лишние в той ситуации, в которой оказался белорусский турбизнес.    

Также довольно серьезно ужата программа другого крупного консолидатора чартерных белорусских программ, компании «Аэротрэвел». Так, уменьшили на сотню рейсов в сравнении с объемами прошлого лета такое цветущее и бурно растущее на белорусском рынке направление, как Болгария. Хотя, правду сказать, итоговая цифра запланированных на сезон только у «Аэротрэвела» болгарских вылетов и сейчас впечатляет:  600! Будем, конечно, надеяться!  На также суперпопулярные  Халкидики в этом году, по планам, должно осуществиться 127 рейсов (в прошлом году было 190!). Консолидатор оставил в прежнем объеме Закинф и Корфу, зато добавил 4 рейса на Пелопоннес. Мелочь, как говорится, но приятно. Добавим в копилку приобретений новинку сезона – Афины (всего 11 рейсов в сезон – в принципе, должны укомплектоваться!). 

С любимой нашими туристами Черногорией раскладка такова. В прошлом году рынок имел 9 рейсов в неделю от «Аэротрэвела» (не считая рейсов «Библио Глобуса») и, без сомнения, если бы не кризис, мог бы прибавить в объемах в этом году. На текущий момент «Аэротрэвел» заявил  7 еженедельных рейсов, хотя, по словам директора компании «Аэротрэвел» Александра Працукевича, не исключено, что в июне программа будет уменьшена до пяти чартерных вылетов. Что делать, возможно, планы операторов по всем направлениям будут корректироваться еще не раз, поскольку, как заметил директор компании «ВЛП» Дмитрий Платков, и с ним трудно не согласиться: «Это не сезон, а грандиозный туман!». Вслед за Косом «жертвенным барашком» кризиса стал еще один греческий остров – Кефалония. Соответствующую чартерную программу «Аэротрэвел» планировал сделать новинкой этого сезона – причем очаровательной новинкой. Остров необыкновенной красоты вполне мог бы стать хитом лета-2015. К сожалению, теперь премьера направления откладывается на неопределенное время. 

Конечно, не все развивается так однолинейно на нашем рынке, как вроде бы подсказывает кризисная ситуация. Есть тенденции и прямо противоположные «ужиманиям». Первое, что приходит на ум из разряда таких тенденций, – отважно рекламируемый чартер в Марокко и солидно прибавившая в сравнении с объемами прошлого года  программа в Тунис. Без сомнения, оператор «Би ин Травел» делает ставку на достаточно невысокие для такого продукта пакетные цены. Но тут у нас, можно сказать, впервые за лет 20 возникает вопрос: а что, собственно говоря, нужно массовому белорусскому туристу в той ситуации «стабильной нестабильности», в которой ощущают себя наши граждане? И вообще - на какой класс клиентов сегодня может опереться продавец пакетных туров?

2.

Надо сказать, что, довольно откровенно помониторив операторов и агентов вопросом «Кто сегодня охотнее покупает туры в белорусских турфирмах – богатые или средний класс?»,  я сколь-нибудь единого консолидированного мнения турбизнеса не вижу. Кто-то уверен, что «в настоящий момент туры покупают те, кого цена не интересует, потому что она не интересовала их никогда, и продаются в основном дорогие «пятерки»!». Другие операторы, напротив, утверждают, что «вчерашние «випы»  поголовно стремятся забронировать тур попроще». Впрочем, все сходятся во мнении, что «рынок продолжает падать».

«По моим наблюдениям, спрос не просел  только на уникальные турпродукты,  замечает Евгений Сазыкин, глава компании «Вояжтур». – В то же время, пожалуй, все категории клиентов так или иначе оптимизировали затраты на отдых.  Хотя те, кто ездил хорошо и дорого, и сегодня выбирают недешевые отели. Скорее всего наиболее пострадавшим классом клиентов можно назвать тех, кто ездил, так сказать, за отпускные. То есть «лег» эконом-сектор туризма – дешевые автобусные туры, в том числе автобусная Болгария. Вынуждены отказывать себе в отдыхе те, у кого доходы были ограничены, – рабочие, служащие, мелкие коммерсанты».

3.

Любопытно, что при падении продаж на 30, а местами и 50% мы практически не видим никаких изменений в штатных расписаниях туристических компаний.  Никто не обанкротился (тьфу-тьфу!), нет сокращений. Все происходит, так сказать, в рабочем режиме. Из личных наблюдений отмечу только отсутствие этой весной обычного сезонного вала вакансий в туристических фирмах, ну и из кулуарных разговоров – падение уровня доходов менеджеров при судорожных попытках отдельных работодателей эти доходы как-то удержать за счет сокращения средств на рекламу и прочих статей расходов. «Плакать бессмысленно,  комментирует Евгений Сазыкин.   Конечно, происходит видимое снижение объемов продаж, все ужались, подрезали чартерные программы, но в обозримом будущем никто не обанкротится, и штаты скорее всего никто сокращать не будет. Конечно, доходы уменьшатся. Но тот, кто в состоянии заниматься адекватным маркетингом, будет чувствовать себя более-менее нормально. Адекватный маркетинг – это значит комбинированная модель бизнеса: присутствие как на жестких блоках, так и свободная модель продажи. Конечно, блочникам тяжело, вроде бы они более уязвимы, но, с другой стороны, они, будучи зависимыми, более агрессивно и эффективно ведут продажи, вкладывая в том числе и в продвижение продукта!»

4.

Российская профпресса в последнее время стала писать о том, что вот оно, счастье  наконец-то!  начал проявляться отложенный спрос. После долгих месяцев уныния прибитый политикой и экономикой российский клиент зашевелился и начал активно бронировать поездки – на майские, на море, заграничные туры и внутрироссийские. Много у нас похожего с нашей восточной соседкой, но в данном случае белорусские операторы не подтверждают синхронность процессов. Так называемый отложенный спрос на белорусском рынке пока себя никак не проявил. Проявит ли?

Тут многое завязано на местной психологии потребителя. Белорусские туристы осторожничают как никогда, и их можно понять – семейные доходы упали, а что будет дальше – покрыто абсолютным мраком. Не то чтобы в создавшейся ситуации деньги, отложенные на отдых, целиком уходят на питание: так далеко кризис пока не забрался. Большинство просто не может принять решение – ехать или не ехать. А летние продажи между тем если и не стоят, то идут достаточно вяло. Интересными  вещами, кстати, была отмечена прошедшая в Минске весенняя туристическая выставка. Желающие могли коллекционировать небывалые для нашего рынка ценовые предложения, например, Агадир (Марокко)  из Минска на 10 дней за 695 долларов, или комбинированный автобусный тур по Европе  на две недели с недельным отдыхом в Испании за 200 (!) евро (привет лихим 90-м!). И знаете, что самое интересное?  Что-то никто не бросался на эти лакомые цены. Видимо, сегодня даже стоимость  не самый решающий аргумент в пользу поездки на отдых за границу. Клиент по-прежнему пребывает в легком анабиозе. Если не проснется в мае, консолидаторам придется в очередной раз подрезать программы. Очевидно, что такого необычного сезона в белорусском турбизнесе еще не было.

https://www.traditionrolex.com/8