Каждый из четырех дней фестиваля был ожидаем, но непредсказуем. Программу выступлений опубликовали накануне, но чем она обернется для зрителей, могли догадываться только организаторы. Зато победитель белорусского конкурса современной хореографии, вопреки тому, что интрига сохранялась до последнего дня, большинством зрителей был определен безошибочно. За «Исполнительское мастерство» и «Лучшую постановку» награду получил минский театр современной хореографии D.O.SZ.K.I.
Изначально, с момента создания фестиваль современной хореографии был ориентирован на зрителя-интеллектуала – на его сцене представлены разнообразные танцевальные техники, порой тяжелые для восприятия. Но предпочтение всегда отдавалось осмысленному танцу. На протяжении многих лет организаторы IFMC ведут поиск авторских техник и прогнозируют, насколько они будут понятны зрителю. На нынешнем фестивале такой находкой стал
Намного более сложным для восприятия публики оказался полуторачасовой спектакль «Центр тяжести» канадского коллектива RubberbandDance Group из Монреаля. Поднятые в постановке проблемы современного общества, переданные в танце через авторский стиль титулованного Виктора Квиджады, в котором соединились хип-хоп, классический танец и contemporary dance, многими зрителями остались не понятыми или не разгаданными. Дамы на задних рядах откровенно скучали, попеременно толкая друг друга в бок с бодрым «Ты спишь?», который почему-то оставался без ответа. Женщины преклонного возраста сетовали на организаторов, не потрудившихся раздать программки с описанием спектакля, по которой они могли бы следить за мыслью хореографа. Теперь же они ничего не понимали, и чем дальше мысль хореографа уходила от почтенных женщин и путалась в движениях артистов, тем крепче становилось их убеждение, что время потрачено зря. Молодежь, внимание которой уже не могли приковать отточенные и слаженные движения канадских танцоров, беззаботно хихикала, невзирая на весь драматизм ситуации, разворачивающейся на сцене. Когда спектакль закончился, часть зрителей, оставшихся до конца, вздохнула с облегчением; другая часть зала, верная интеллектуальному искусству, разразилась громкими и продолжительными аплодисментами в адрес талантливых исполнителей и автора постановки, танцевавшего вместе с труппой.
RubberbandDance Group из Монреаля. Спектакль «Центр тяжести»
В том, что канадцев не поняли, вернее, сделали это частично, нет вины организаторов, не распечатавших программки. Понимать современный танец нужно учиться, а в белорусской культурной афише, увы, преобладает классика. Как сказал мой знакомый актер, когда наступает кризис мысли, мы обращаемся к классике. Для сравнения: в соседней Польше ежегодно проходит несколько десятков фестивалей современной хореографии, а в репертуаре театра оперы и балета преобладают произведения авторов-современников. Варшава, Краков, Вроцлав, Познань и другие города привлекают туристов событийной афишей круглый год. По такому пути успешно идут многие европейские города – Рига, Берлин, Мюнхен, Вена, Вильнюс, Прага...
Другое дело – в Беларуси отсутствует школа современного танца. Им занимаются, но его не преподают. Как отметил на одной из пресс-конференций бессменный ведущий IFMC Эдуард Чернивчан, стране нужен центр современной хореографии, куда приезжали бы мастера contemporary dance и желающие ему научиться. В качестве площадки для этого можно использовать залы витебского Дворца культуры в парке Фрунзе, которые часто пустуют. Вполне вероятно, что Витебск превратится в центр паломничества танцоров не только в конце ноября, но и круглый год. Правда, открытым остается вопрос, сколько на это понадобится времени.
Третий и четвертый дни фестиваля зрители оценивали мастерство гостей фестиваля и танцевальных коллективов из Беларуси.
Балет «Капитуляция» в исполнении «панфиловцев» завершил пятничный концерт IFMC. Завсегдатаям фестиваля уже знакома эта постановка – премьера балета состоялась на витебской сцене ровно 10 лет назад.
Как отметила член жюри искусствовед, балетный критик, преподаватель истории танца Вильнюсской музыкальной академии Вита Мозурайте, белорусские танцоры еще многого не знают, но за последние годы значительно выросли в технике современного танца.
Пластический театр «Бармаглот» (Минск). «Метаморфозы-Я» – фрагмент спектакля «Точка сборки»
Народный театр-студия современной хореографии ГУ «Центр культуры «Витебск». «Яблочный чай». К слову, в номинации «Хореограф» за одноактный балет «Перевод» была награждена хореограф театра-студии Диана Юрченко.
Студия современной хореографии «Параллели» (Витебск). «По умолчанию»
На гала-концерте 19 ноября состоялось награждение лауреатов белорусского конкурса современной хореографии. В номинациях «Исполнительское мастерство» и «Лучшая постановка» был отмечен театр современной хореографии D.O.SZ.K.I за миниатюру «Про балет» хореографа Дмитрия Залесского. Исполнение постановки на гала-концерте едва не сорвалась – одна из участниц театра вынуждена была покинуть Витебск. Однако ее согласилась заменить солистка Пермского государственного театра «Балет Евгения Панфилова» Мария Тихонова, которая за полтора часа репетиций смогла выучить одну из ведущих партий миниатюры и безукоризненно ее исполнить.
В номинации «Артистизм» за яркое воплощение и создание сценического образа победил ансамбль кафедры хореографии Белорусского государственного университета культуры и искусств за хореографическую миниатюру «Давай вспомним».
Награда «За чистоту стиля» в номинации «Постскриптум» досталась проекту Влада Терещенко из Гродно за миниатюру «Либертанго».
Проект Влада Терещенко «Либертанго».
«За экспрессию и искренность» был отмечен хореографический ансамбль «Алеся» из Могилева за трогательную миниатюру «Одиночество» под музыку Джо Уильямса. К слову, коллектив три года стремился попасть на IFMC, и его старания увенчались успехом.
Хореографический ансамбль «Алеся». «Одиночество»
На гала-концерте IFMC, помимо лауреатов белорусского конкурса, на сцену вышли другие участники фестиваля.
«Полонез» Огинского в исполнении театра «Балет Евгения Панфилова»
Солисты театра «Балет Евгения Панфилова» Мария Тихонова и Алексей Расторгуев
Солист Балетной школы имени Ф. Парнелла. «Я не люблю понедельники»
Театр D.O.SZ.K.I. «Зрелость»
Финальными аккордами фестиваля стали фрагмент «Меланхолия» спектакля «Пунктирная линия» в исполнении театра «Балет Евгения Панфилова» под музыку Сергея Курехина…
…и спектакль «Болеро» театра «Киев Модерн-Балет». «Это рассказ о непрерывной, сизифовой борьбе индивидуумов за право на собственное «Я», за свою «непохожесть», за свободу от многоголового, многоруконогого спрута по имени «толпа», – о своем спектакле рассказал украинский хореограф Раду Поклитару.
В следующем году IFMC исполнится 25 лет. Организаторы фестиваля поделились задумкой на будущий год частично перенести действие фестиваля на столичную сцену – уже идут переговоры с Национальным академическим Большим театром оперы и балета. Мнения журналистов на этот счет разделились – одни считают, что IFMC вне Витебска потеряет свою уникальность, другие придерживаются мнения, что фестиваль «дорос» до столичного уровня и пора расширять горизонты. Как поступят организаторы и где пройдет юбилейный IFMC, узнаем через год.