16 ноября на сцену к/з «Витебск» вышли первые дуэты, а во втором отделении концерта-открытия был представлен первый балет нынешнего фестиваля. В концертном зале не было свободных мест – по словам организаторов IFMC, билеты на первый день фестиваля были раскуплены несколько недель назад. Впрочем, и на гала-концерт, и на конкурсную программу билетов практически не осталось.
Традиционно в начале концерта на сцену вышли все участники и гости проекта. На этот раз на фестиваль приехали представители шести стран: России, Украины, Польши, Испании, Канады, а также участники из Беларуси, которым в последующие дни предстоит соревнование в белорусском конкурсе современной хореографии и оценка международного жюри.
Нынешний фестиваль начался выступлением, пожалуй, самого титулованного дуэта Беларуси, который за рубежом знают по участию в многочисленных международных проектах, – солисты Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, заслуженные артисты Беларуси – Юлия Дятко и Константин Кузнецов. За ними последовала трогательная постановка об отношениях матери и дочери, которую блестяще исполнили солистки балетной школы имени Феликса Парнелла из Лодзи. К слову, выпускники школы, основанной в 1975 году, высоко ценятся в мире хореографии – за девять лет учебы, а воспитанники набираются на учебу с десяти лет, юные танцоры на высоком уровне овладевают искусством классического и современного танца.
Cолисты Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, заслуженные артисты Беларуси – Юлия Дятко и Константин Кузнецов
Cолистки балетной школы имени Феликса Парнелла из Лодзи
Мастерски выступали солисты Пермского государственного театра «Балет Евгения Панфилова», отточенность и слаженность движений показали танцоры театра современной хореографии D.O.Z.S.K.I из Минска. За последние годы коллектив приобрел большую популярность – ни один зрелищный арт-проект не обходится без постановок из их репертуара, куда в большинстве своем входят 20-минутные работы. Кстати, временной лимит определился благодаря ежегодному участию в IFMC. Более того, ребята активно участвуют в международных проектах – не далее, как в октябре этого года D.O.Z.S.K.I выступали на сцене украинского фестиваля «Звезды мирового балета» вместе с танцорами Парижской национальной оперы и Шведским королевским балетом. И таким образом заявили не только о своем мастерстве, но и о стране в целом. Своеобразной кульминацией первого отделения стали испанцы Альваро Эстебан и Элиас Агуэре, исполнившие хореографическую миниатюру «Энтомо» – танец, вдохновленный движениями насекомых. Титулованные испанцы приехали в Витебск на один день – специально для того, чтобы выступить на открытии, а также дать открытый мастер-класс для всех желающих узнать тонкости передачи движения насекомых в танце. Сегодня ранним утром танцоры вернулись в Мадрид.
Солисты Пермского государственного театра «Балет Евгения Панфилова»
Миниатюра-эксперимент «Ничего общего» в исполнении танцоров театра современной хореографии D.O.Z.S.K.I из Минска
Хореографическую миниатюру «Энтомо» исполняют испанцы Альваро Эстебан и Элиас Агуэре
Во втором отделении зрителям предоставили возможность отдохнуть от глубины мысли, заложенной в предшествующих постановках. Танцоры театра «Киев Модерн-балет», облаченные в килты и клетчатые гетры, под музыку эпохи Ренессанса и повествующие о море, любви и путешествиях ирландские песни исполнили шутливый балет In Pivo Veritas – интерпретированная античная мудрость «Истина – в вине» с хореографией Раду Поклитару.
Театр «Киев Модерн-балет». Одноактный балет In Pivo Veritas
В последующие дни фестиваля зрителю предстоит оценить мастерство белорусских хореографических коллективов. В этом году из 14 претендентов для участия в конкурсе были приглашены девять коллективов из Минска, Могилева, Гродно и Витебска. В Беларуси специально не преподают современный танец. Пока во всех сферах искусства предпочтение отдается классике. «Современная хореография в стране держится на энтузиазме артистов», – на пресс-конференции с участниками проекта отметила солистка Национального академического Большого театра оперы и балета Юлия Дятко. Правда, по словам первого заместителя министра культуры Беларуси Владимира Карачевского, присутствовавшего на открытии фестиваля, в следующем году в Министерстве планируется провести коллегию, на которой обсудят состояние современной хореографии в Беларуси. Между тем, в соседней Польше ежегодно проходит несколько десятков фестивалей, посвященных современному танцу. Участники IFMC из Лодзи сделали акцент на том, что в Польше фестивали и концерты современной хореографии стали популярным объектом событийного туризма – на них с удовольствием приезжают и туристы, и сами поляки. В то время как классикой интересуются в основном приезжие из России и Беларуси.
В день открытия фестивали состоялась презентация выставки российского фотографа Владимира Луповского «Синяки. Мозоли. Кровь. Трудовым будням танцовщиков посвящается». На фотографиях в основном – кадры с репетиций и тренировок танцевальных коллективов, напоминающие, что легкость, с которой танцоры двигаются на сцене, дается тяжелым трудом. Автором второй выставки «Хореография в графике», которая будет работать в фойе к/з «Витебск» во время IFMC, стала Алена Мохнач – студентка Белорусской государственной академии искусств.
Нынешний фестиваль продолжится выступлением гостей из Канады – сегодня на сцене к/з «Витебск» компания современного танца RubberbandDance Group из Монреаля представит спектакль «Центр тяжести».
Напомним, что XXIV Международный фестиваль современной хореографии в Витебске проходит с 16 по 19 ноября. Это одно из самых зрелищных событий городской культурной афиши. Учредителями IFMC являются Витебский областной исполнительный комитет и Министерство культуры Беларуси, организатор – ГУ «Центр культуры «Витебск». Финансовую поддержку фестивалю, будучи его партнерами, оказывают СООО «Белвест» и ОАО «Белинвестбанк».