Недавно сотрудники Лидского историко-художественного музея вернулись из Москвы, где представляли страну на международном фестивале «ИнтерМузей-2013». Директор музея Анна Драб увлеченно рассказывает, с каким интересом россияне и литовцы изучали их экспозиционную площадку и проект «Сокровищница Лидчины», какие яркие встречи случились, как иностранцы заинтересовались древней Лидой и сколько предложений о сотрудничестве она получила…
Удивительный человек. Увлеченный, многогранный, яркий. Музейщик с 31-летним стажем. Автор и куратор многих проектов. Талантливый руководитель и наставник молодежи. В этом году названа лучшим руководителем учреждения культуры области. Ее же детище – Лидский музей – не раз признавалось лучшим, было отмечено специальной премией Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства за проект «Старадаўніх муроў адраджэнне» и другими наградами. Побывав здесь однажды, хочется прийти еще и еще, рассказывает
… Мы прошлись по залам музея, где Анна Николаевна приоткрыла мне некоторые тайны истории, а потом завязался разговор о жизни.
О детстве и мечтах
– Я родилась в деревне Крупли Ивьевского района. Закончила Круплянскую начальную, затем Лежневичскую среднюю школу. Была активисткой, возглавляла пионерскую дружину, комсомольскую организацию, участвовала в школьных вечерах. С таким трепетом смотрела на свою учительницу немецкого языка, которая была элегантной, утонченной, интеллигентной, что вопрос о выборе профессии никогда не стоял: только педагогика!
– И мечты сбылись?
– Не сразу. Попытка поступить на истфак в пединститут имени Максима Танка закончилась неудачей. Вернулась домой, копаю картошку, тут останавливается машина, выходят сотрудники районного отдела образования. «В школу работать пойдешь?» – спрашивают. Так я стала пионервожатой Барановичской восьмилетней школы Ивьевского района. А через год повторила попытку поступить в педагогический вуз, правда, уже в Брестский, на факультет естествознания. Пока училась (а училась заочно, чтобы маме было легче – отец рано ушел из жизни), работала в школах. Преподавала биологию, химию, географию. До места работы добиралась на велосипеде, позже – на мопеде.
– Как же судьба направила Вас к музейному делу?
– Однажды, кажется, это был 1980 год, я повезла детей на экскурсию в Минск. И… очень приглянулась экскурсоводу. Эта встреча круто изменила мою жизнь. Он почувствовал дремавшую во мне страсть к путешествиям и открытиям, посоветовал перебраться в город и стать экскурсоводом. С этого все и началось. Курсы при Лидском экскурсбюро, новые знания, экскурсионные туры в Вильнюс и Ровно, Брест и Ленинград, Ригу и Каунас, города Сибири… Это было так увлекательно! Параллельно работала воспитателем в детском саду, позже – лектором в планетарии.
Рассказывала посетителям о звездах. Это так романтично. Специальный аппарат проецировал на экран звезды. Моя лекция называлась «Мифы звездного неба».
– Ваша любимая звезда или созвездие…
– Я – Близнец, во мне живут два разных человека, потому всегда придавала особое значение этому созвездию. Даже футболка до сих пор с тех времен осталась. Когда я надеваю ее, муж шутит: «Этот человечек хороший, а этот – не очень…»
– Это была любовь с первого взгляда? – спрашиваю Анну Николаевну о супруге.
– Именно так! Когда-то давным-давно на улице Чапаева в Лиде меня встретила цыганка и сказала, что моего мужа будут звать Иван. Конечно же, я не придала значения этому эпизоду, пока 23 февраля в ресторане «Лида» меня не пригласил на танец симпатичный и очень вежливый молодой незнакомец с именем Иван. После ужина проводил домой, к общежитию. А 8 Марта пришел с охапкой тюльпанов. И понеслось! Год встречались, а в сентябре 1983-го поженились. По большой-большой любви…
– И кто же этот счастливчик? Что Вас так привлекло и привлекает в нем?
– По профессии мой Иван Антонович – химик-технолог, три года служил на Балтийском флоте, а потом работал в строительстве, сейчас – уже на пенсии, охранник спорткомплекса «Олимпия». Настоящий, сильный, надежный, верный. Есть такое сравнение «как за каменной стеной» – это про меня и его. Он – моя опора, друг, соратник. Сына вырастили, выучили, недавно женили, ждем продолжения рода. Иван-младший служит в органах МВД.
– Вы производите впечатление натуры романтичной…
– Я неисправимый романтик! Люблю природу, искусство, красивые поступки. Свой последний юбилей, к примеру, решила провести под девизом «По местам боевой славы», и мы с мужем поехали в путешествие по моим знаковым местам: от роддома в Юратишках, где я появилась на свет, до Лидского замка и музея, где сейчас проходит большая часть моей жизни. Такой праздник души получился! А на работе, в коллективе, мне устроили «Званый вечер при свечах».
– На работу в музей я попала в 1985 году. Мы работали по соседству: под куполом храма находился планетарий, а в пристройке – тогда еще краеведческий музей. Директор музея предложил мне место, ведь я была знакома с экскурсионной деятельностью, неплохо разбиралась в истории, интересовалась прошлым Лиды. Так я стала младшим научным сотрудником.
Меня взяла под крыло замечательный наставник – историк Юлия Афанасьевна Островцова. Она научила меня всему: от проведения экскурсий по музею до обработки музейных предметов. Я была молода, шустра, энергична, все делала с душой и интересом. К примеру, изучаю архивные материалы о полке, освобождавшем Лидчину, – еду на место боев, к памятникам.
Постепенно втянулась в исследовательскую работу. Занималась темой «Народная творчасць Лідчыны», собрала богатый материал. Правда, когда встал выбор между серьезным занятием наукой и семьей, я выбрала второе. И, думаю, не ошиблась. Ученые звания – не главное. Работала младшим научным сотрудником, главным хранителем фондов, и.о. директора.
– А как решились возглавить коллектив?
– Уговорили. Очень боялась стройки: в здании Дома семейных торжеств, которое отдали под музей, ремонт длился десять лет. Думала, с этим не справлюсь. Но нас поддержала районная власть, в частности, Андрей Павлович Худык, очень помогал муж, и мы в 2008-м справили новоселье. Я неплохо знала, что такое краеведение и педагогика, а с того времени неплохо разбираюсь и в строительстве. Кстати, здание вновь требует ремонта, и нам выделены на это средства. Планы грандиозные. Среди них – открытие еще одной постоянно действующей экспозиции «Современное искусство Лидчины».
– Зная изнутри всю музейную «кухню», руководить коллективом проще или сложнее?
– Проще. Я досконально знаю музейное дело и, будучи руководителем, могу провести любую экскурсию, заинтересовать аудиторию, заменить любого сотрудника. Если надо, с удовольствием надеваю замковый наряд и вместе с группой туристов отправляюсь… в прошлое Лиды. Чисто административной, бумажной работой занимаюсь по понедельникам.
– Какова, на ваш взгляд, роль музеев в современном мире, в век компьютерных технологий и интерактивных экскурсий?
– Музей был и остается образовательным ресурсом общества, сердцем города, где хранится его история. Можно путешествовать по разным музеям в виртуальном пространстве, но увидеть реальные вещи своими глазами, ощутить дух прошлого можно только в реальном музее. В прошлом году, кстати, нас посетили около ста тысяч человек, не считая многочисленных делегаций.
– Удалось ли создать команду?
– С гордостью отвечаю: да! В коллективе нет случайных людей, работают фанаты своего дела, талантливые, увлеченные, – тридцать семь человек от 22 до 67 лет. У нас в коллективе нет такого: «Ты уборщица, я – директор». Если дело требует, до изнеможения работают все, невзирая на ранги и звания. Все мои сотрудники обладают одним уникальным качеством – им интересно познавать. А познавая, доносить свои знания людям.
– Чем привлекаете посетителя? И чем Лидский историко-художественный порадует лидчан и гостей города в ближайшее время?
– Мы используем самые разнообразные формы работы: телепередачи «История одного предмета», музейно-педагогические мероприятия, вернисажи у входа в музей, мероприятия в Лидском замке и доме Тавлая, обрядовые праздники, вечера, пленэры и многое-многое другое. Удивляем неординарными тематическими выставками, обрядовыми анимациями, театрализованными экскурсиями, совместными проектами с рыцарскими клубами, турфирмой «Святовит», фотографами, ЗАГСом, медиками, цветоводами и пр. Многие программы рассчитаны на въездного туриста.
У нас четыре выставочных зала, одна экспозиция постоянная – «Природа Лидчины» и три – сменные. Используем также для экспозиций холлы, коридоры. Одновременно у нас работают девять выставок на любой вкус. Здесь собирается творческая интеллигенция города.
– Если бы Вы составляли топ самых любопытных, ценных экспонатов вашего музея, что бы Вы назвали?
– Лично я – осколок Сихотэ-Алиньского метеорита, который упал 4,5 миллиарда лет назад, фрагмент наконечника серебряного меча викинга IX–XI веков и медаль с запекшимися капельками крови Николая Артеменко, который погиб при особождении Лиды. Уникальных экспонатов у нас очень много…
– На недавней выставке в Москве Вы почерпнули для себя что-то новое и важное?
– Наши музеи уступают российским по применению современных технологий. Там повсюду информационные киоски, аудиогиды (что мы взяли на вооружение и собираемся применить у себя). Но наш конек – аутентичность, умение быстро перестраиваться, трансформироваться, на базе старых экспозиций делать новые.
Главная же задача современного музея – чтобы экспозиции были живыми, а люди становились участниками событий. Я очень хочу, чтобы у нас было больше постоянно действующих экспозиций, чтобы музей наконец-таки получил транспорт, и мы могли выезжать в экспедиции. Чтобы в городе появились новые музеи. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить председателя Лидского райисполкома Александра Николаевича Островского и его команду за поддержку, понимание и трепетное отношение к культуре, музейному делу, историческому наследию.
О семейном очаге, дружбе и истинных ценностях
– Мой папа Николай Демьянович Сосновский – из интеллигентной семьи, был человеком образованным – учился в Виленской гимназии. Отличный портной: шил все, от женского платья до пальто. Наверное, этот талант в какой-то степени передался и мне: я неплохо шью, прежде удивляла всех своими рукотворными нарядами. А мама Ева Никитовна была простой женщиной, но очень светлой, мудрой. Дома никогда не было окриков, жестокости, насилия. Все делалось с любовью и уважением. Папа своими руками построил дом и украсил его резьбой. У меня была своя комната, что по тем временам роскошь. Я очень дорожу этим знаковым местом: езжу туда в минуты усталости, когда заканчиваются силы, и просто отдохнуть.
– А каким получилось ваше родовое гнездо?
– Мы с мужем тоже живем в частном доме. Я развожу цветы – их у меня огромное множество, люблю возиться в огороде. Есть пес Чаки, с которым мы просыпаемся раньше всех. Мне нравится тот уклад, который существует в нашей семье: взаимопонимание и уважение, доверие и тепло. У каждого есть личное пространство и собственное хобби. У моего мужа это рыбалка, у меня – посещение экскурсий, концертов. Празднуем все православные и католические праздники, поддерживаем друг друга, советуемся, делимся впечатлениями.
На родине есть близкая подруга детства, к которой я часто езжу в гости, есть подруги на работе, среди соседей. Дружба для меня – святое, вечная ценность, не подвластная времени. Знаю, молодые музейные сотрудницы за глаза зовут меня «мамуся». Это греет душу, потому что главное в жизни – быть хорошим человеком…
Алла БИБИКОВА