Как сообщает ABW.BY:
«Жыў сабе год чатырыста назад у беларускім горадзе Рагачове небагаты, але добрага роду дваранін па прозвішчы Гервасій Выліваха. Быў ён з калена Давойнаў, з клана Мячоў, а якога герба – за даўнасцю год забылася. Усёй маёмасці яго было – замак-развалюха, некалькі коней веку мафусаілава, латы, ды меч, ды яшчэ шахматная дошка, але затое быў ён багаты сябрамі і не абдзелены жаночай увагай…»
Цитируя строчки Владимира Короткевича, «небагаты, але добрага роду дваранін» по имени Дмитрий Новицкий вместе с фотографом Глебом Малофеевым оседлал «железного коня» KIA Sportage и поехал по городам нашей страны. Но вовсе не затем, чтобы «напіцца і п’янымі з кручы ў Дняпро скакаць», а затем, чтобы рассказать о магдебургском праве, древнем обычае наших городов. И о том, что от этого права осталось.
– Магдебургское право – это право городов на самоуправление, которое пришло к нам с Запада. Понятно, что из города Магдебурга, – рассказывает перед путешествием ученый Захар Шибека. – Магдебургское право – это особенность европейской цивилизации, которая заканчивалась за нашим Днепром. На территории современной России магдебургского права не было, за исключением Смоленских и Новгород-Северских земель. Там, где заканчивалось магдебургское право, там заканчивалась и европейская цивилизация. Поэтому наши города и «мястэчкі» выглядят как европейские: площадь, а в центре – ратуша.
Зачем давать городу самоуправление? Причина прежде всего экономическая: с магдебургским правом город очень быстро развивался, жители богатели. Как только возникало самоуправление, город сразу получал сильный стимул развития…
Кстати, Минск получил магдебургское право в том числе из-за того, что московские войска захватили Новгород. Это изменило торговые пути, и для бизнесменов тех лет Минск и Полоцк начали играть большую роль. Они стали своеобразными бизнес-сити, как современные Лондон или Нью-Йорк. Минск и Полоцк находились на автобанах тех лет – реках. По ним текла не только вода, но и товары, которые перевозили купцы. А вместе с ними текли и деньги в карманы горожан…
Сейчас Минск, возможно, и не Лондон-сити, а по нашей «Темзе», кроме мусора, ничего не плывет. Но так приятно пройтись по улице Маркеса! Присесть в корчме «Грюнвальд», выпить кофе и отправиться в путь-дорогу.
Цветет и строится наш бедный город Минск. Денег ни у кого нет, но по улицам ездят роскошные автомобили, а новые небоскребы поглаживают крышами небо. И без магдебургского права Минск растет, «уплотняется» московской застройкой, украшается азиатскими игрушками новых зданий.
С такими мыслями, оставив за спиной столицу, отряд с разрешенной скоростью 120 км/ч выступает в сторону Бреста – города, который первым в Беларуси получил магдебургское право.
Первая остановка в местечке Столбцы, которое нежится в объятиях Немана. Совершаем небольшой променад в поисках корчмы. А вот и она – долго искать не пришлось. Чтобы путешественник не заблудился и не ошибся, на «Привал рыцаря» показывает рукой товарищ Ленин.
– Магдебургское право в Столбцах? Конечно, конечно, – заметно оживилась местная шляхта.
Отставлено в сторону пиво, у всех глаза горят. Нам рассказывают, как было раньше:
– Раньше местечко было большим портом, местом торговли. Даже его название – от столбцов, к которым привязывали ладьи с товаром. Поэтому и купили наши предки магдебургское право, чтобы торговать и богатеть…
– Что же сейчас не богатеете, а только бокалы с пивом заказываете?
Мы такие смелые, потому что знаем: в драку с нами не полезут. Дуэли в нашем княжестве случались редко. Это на востоке, в Московии, сразу дуэль, а ВКЛ в Средневековье – как современные Соединенные Штаты: все дела и споры решались в суде. Судья определял, как разойтись в случае конфликта. Кстати, и шляхты, аристократов, в ВКЛ было больше, чем в любой европейской стране, – 10% населения. Поэтому разошлись словами, пожали столбцовской шляхте руки, едем дальше.
Притихли современные Столбцы: Неман давно не видел ладьи бизнесмена, обмелел. А вместе с ним «обмелело» и это местечко…
Несвиж встречает тишиной: нет охраны на воротах, нет городских стен, никто не берет плату за въезд в город.
– Раньше за вход в город брали плату – это тоже одна из особенностей средневековых городов, – рассказывает экскурсовод в городской ратуше.
Сейчас плату в Несвиже берут только за посещения музеев. Ратуша тоже стала музеем. Но все равно сразу после входа – мурашки по телу: здесь проводили городской суд, а на первом этаже была тюрьма.
– Ратуша – «сердце» города с магдебургским правом. Здесь проводились суды и сходы горожан, на которых решались все городские дела. А наказания за преступления были самыми разными. Например, столбцовские ваши оппоненты вполне могли подать на вас в суд за оскорбление. И тогда вас бы заставили залезть под скамейку и оттуда лаять. Потому что вы «лаяліся», как собака. Так говорит закон, а все эти законы прописаны в нормах магдебургского права.
Под рассказ экскурсовода ходим по большим и гулким залам…
– Права человека? Беларусь тех лет была самой прогрессивной страной в Европе – в ней оборонялись даже права женщин. Чего, конечно, не было в европейских странах.
В задумчивости ездим по Несвижу. Когда-то его называли «маленьким Парижем» – в городе было много церквей, театр, коллегиум. Теперь от Несвижа остался только туристический призрак: маленький, уютный город. Но…
– Все из него бегут, – рассказывает милая барышня, которая не побоялась суровых бородачей и прыгнула покататься в нашей корейской бричке. – Ну что здесь делать? Скучно, и людей интересных нет…
С этим можно поспорить: около «ночника» «Дары природы» мы обнаружили несколько очень интересных личностей, с которыми можно было бы вместе «скакнуць з кручы ў Дняпро». Но наша красавица посоветовала нам ехать в замок. Князя пока нет, в отъезде, но можно выпить крамбамбули в его ресторане, познакомиться с бомондом.
Говорят, повар у Радзивилла что надо, цены низкие – идем брать штурмом ресторан замка. Замок после пожара отремонтировали отлично: красивый китайский пластик, стекло. Жаль, лифт не вмонтировали, как в Мирском замке, наверное, не хватило денег. А то бы мы покатались, полюбовались бы на диковинное изобретение.
– А цяпер – гарбаты! А цяпер – гарбаты! – такими криками встретила нас местная аристократия. Подрастерявшись, мы на всякий случай показали черный слуцкий пояс по карате. Но применять знания на практике не понадобилось – на помощь пришли женщины.
– Тихо, вы же в приличном месте, а не в «Чабарке», – начали они успокаивать ребят.
Успокоились и мы. И за бокалом полесского каберне урожая 1986 года начали обсуждать дальнейший план. За окном догорает закат, вместе с ночным морозом на небе появилась луна – красота! И ощущение заграницы. Запамятовав, даже спрашиваем у официанта:
– Do you speak English?
– Га? Yes, sure!
Париж… Простите, Несвиж.
Волка ноги кормят, странствующего рыцаря тоже. Поэтому седлаем KIA Sportage и едем в Пружаны. Там и заночевали.
А утром – кого только ни встретишь в нашем княжестве! – позавтракали с настоящими африканцами, которые бросили ЮАР в пользу Беларуси. Решили жить и работать в Пружанах. Но об этом – во второй части.
Дмитрий НОВИЦКИЙ
Фото Глеба МАЛОФЕЕВА
Совместный проект ABW.BY и BUDZMA.ORG