Александр ПРАЦУКЕВИЧ: «Не думаю, что Затока обгонит Болгарию!»
Компания «Аэротрэвел» является консолидатором чартерных рейсов из Беларуси в Болгарию, Черногорию, Албанию, Грецию и Италию. Как мы будем летать летом на эти направления? Почему перевозка на Болгарию сокращена, а на Албанию увеличена? Где искать в Греции старый добрый греческий сервис? На эти темы рассуждает глава компании «Аэротрэвел» Александр Працукевич.
– Александр Михайлович, что, в целом, произошло с объемами перевозки по вашим направлениям?
– Некоторые направления сокращены, другие прибавили в объемах. К примеру, в этом году поставили меньше рейсов на Болгарию. В Варну в прошлом году летали 7 раз в неделю, в этом году будем летать 4 раза. В Бургас как летали каждый день, так и будем летать. Сокращение объемов произошло с учетом общего состояния рынка. К сожалению, доходы белорусов за последний год не выросли. Есть и такой фактор, как нехватка бортов. Учтем, что в этом году операторы планируют значительное увеличение объемов перевозки в Турцию из Беларуси.
– Самолеты постоянно покупаются, но их все равно не хватает?
– «Белавиа» ведет абсолютно правильную политику – усиливает авиапарк. Думаю, немного есть в мире компаний, которые сумели в столь короткий срок так основательно омолодить парк своих машин – 15 бортов из всего авиапарка, как говорится, практически с нуля! Что касается Болгарии, то, учитывая, что все консолидаторы сократили объемы перевозки на направлении, уже сейчас чувствуется некоторый дефицит мест. Но добавлять не будем. Не тот год! В то же время нужно отметить, что «Аэротрэвел» теперь летает в Болгарию из всех областных городов – Бреста, Гродно, Витебска, Могилева и Гомеля. В прошлом году мы не летали из Бреста. Подчеркну, что до середины июля все вылеты из областей практически проданы.
– Получается, в этом году Болгария немного уходит в тень, Турция наоборот, как говорится, «встает с колен». В то же время ходят слухи, что украинская Затока в нынешнем сезоне парадоксально обгонит Болгарию по степени популярности у белорусов?
– Посмотрим по итогам сезона. Но я не думаю, что Затока возьмет и обгонит Болгарию! Да, объем авиаперевозок по Болгарии сокращен. Зато вырос объем автобусных перевозок на направлении. Это закон сообщающихся сосудов – уменьшилась авиаперевозка, выросла автобусная. Не думаю, что, в целом, в этом сезоне количество белорусов, отдохнувших в Болгарии, сильно уменьшится. Скорее всего, будет лишь небольшое падение. Направление любимое, нет языкового барьера, это идеальное место для отдыха с детьми, многие ездят из года в год и не хотят изменять своей любимой Болгарии. Туры в Болгарию будут популярны на нашем рынке всегда! Интересная тенденция – по Болгарии мы продаем не дешевые двух- и трехзвездочные гостиницы, а хорошие «тройки», «четверки», «пятерки».
– О чем это говорит?
– О том, что туристы, которые ездили в «двойки-тройки» пересели на автобусы или поехали в Затоку. Но давайте говорить откровенно: Затока – это совсем другой продукт. Мы не говорим о том, что это плохой продукт. Это просто другой продукт.
– Как идет бронирование туров на одном из традиционно самых любимых направлений белорусов – Черногории?
Будва
– За счет увеличения моды на раннее бронирование количество проданных туров в Черногорию возросло. Но мы никогда не стремились продать это направление заранее! Оно безвизовое, и, как правило, прекрасно продается в последние две недели перед вылетом. В Черногорию мы летаем из Минска, Бреста, Гомеля, и в этом году добавили Гродно. Несколько сокращен объем перевозки из Минска. В прошлом сезоне два раза в неделю у нас было по несколько самолетов в день, в этом году заметно некоторое перераспределение турпотоков на рынке, поэтому мы взяли за принцип умеренную достаточность. Летаем в Тиват каждый день – 7 рейсов в неделю (в прошлом году летали 9 раз). До середины июня не летаем по вторникам и пятницам. Стартовали 28 апреля, на первом рейсе из 49 кресел было занято 46. С двадцатого мая летим на «Эмбрайере» (76 кресел), а с 27-го уже переходим на «Боинг» (127 кресел). Объем немаленький, но я уверен, что все закроется.
– В прошлом году вы впервые поставили чартер в Албанию и сходу практически вывели направление в своеобразные хиты сезона. Сохранится ли положительная динамика летом 2018-го?
– Безусловно! Направление будет прибавлять! Это видно и по нашему рынку, и по соседним рынкам: активизировались Украина, Польша, Россия – туристы из этих стран активно устремились в Албанию. В этом году мы фактически удвоим объем перевозки на направлении. В прошлом году летали в Тирану один раз в 10 дней, в этом полетим два раза в неделю. Добавлю, что мы намеренно сократили объем перевозки на Черногорию и при этом добавили бортов на Албанию. Таким образом, общий объем перевозки в регион не пострадал. Чем хороша Албания? Эта страна пока еще не избалована вниманием публики, больших потоков туристов еще нет, поэтому на курортах очень умеренные цены в кафе, ресторанах, магазинах. Албания – это интересная и крайне дешевая средиземноморская кухня: где еще можно поесть вкусных морепродуктов практически за копейки? Только в Албании! Кстати, молодежь из Корфу частенько отправляется на пароме на уик-энд в албанскую Саранду. Потому что там можно в 5 раз дешевле провести время! Отдохнуть, получить приятные впечатления! Страна интересная, а турпакеты дешевле, чем в той же Черногории. При этом в Черногории мы, как правило, размещаемся в виллах, а в Албании – в небольших (в итальянском стиле) отелях.
– Но Черногория все же давно известна белорусам! А Албания в каком-то смысле все еще «темная лошадка»…
Дуррес
– Это близкие рынки, но страны разные. Качество отдыха на обоих направлениях устраивает туристов. Например, в нашей компании в прошлом стартовом сезоне не было ни одной рекламации по Албании. Некоторое недовольство туристов вызывали стройки на курортах, например, недостроенные променады. Но албанцы очень хорошо потрудились к этому сезону. Прогулочные улицы практически везде уже закончены. Они очень широкие, красивые и удобные. Так, например, у известного отельчика «Уйвара», столь любимого белорусами, даже забрали место, где находился ресторан, чтобы проложить прогулочную улицу, а сам ресторан перенесли на второй этаж. Албанцы очень быстро догоняют Черногорию, и мне кажется, что через нное количество лет догонят ее. Во-первых, береговая линия Черногории гораздо короче. Во-вторых, албанцы придерживаются итальянских стандартов качества – а это значит, туристы будут отдыхать в очень стильной обстановке. Правительство Албании смотрит на задачу так: если Черногория смогла так быстро превратиться в туристическую державу, то чем хуже Албания? Эта страна обладает собственным колоритом и самобытностью. Мы, белорусы, по сути, еще не посмотрели страну, только начали знакомиться с курортами. А страна в экскурсионном плане богатейшая, достопримечательностей много, в том числе и мирового уровня. Я думаю, что у Албании еще все впереди. По планам, в этом году мы перевезем 3,5 тысячи белорусских туристов на албанские курорты. А в следующем сезоне поставим уже три рейса в неделю. Другими словами, рост идет приличными темпами. В принципе, не помню, чтобы какое-то другое направление так быстро прибавляло на белорусском рынке. Тут, конечно, нельзя отрицать важную роль черногорской компании «Р-Турс». Благодаря чутью и советам главы «Р-Турса» Ратко Читаковича, Албания и появилась на нашем рынке. Он был главным локомотивом появления рейса в Тирану. Естественно, ничего бы не было без поддержки агентств. Это, собственно, тот пул операторов, который продает и Черногорию: «Смолянка», «Аэротрэвел», «Интерсити», «Ростинг», «Тайм Вояж», «Трэйдвояж», в этом году к продажам Албании присоединились «Эпифора» и «Тур де Тур». Белорусы чувствуют себя в Черногории, как дома. Пройдет пару лет, и такие же чувства, думаю, мы будем испытывать и в Албании.
– Пользуется ли популярностью такой комбинированный тур, как Албания плюс Греция – Саранда плюс Корфу?
– Пакеты посчитали и предлагаем. Но Греция, в целом, подорожала, плюс ко всему греки в этом году ввели туристический сбор, который взимается с гостей в отелях. Поэтому требуется время, чтобы раскрутить такой продукт – два в одном. Туристы могут прилететь в Саранду и переехать на Корфу, либо наоборот. Я скажу, что это надо увидеть! Когда сам проедешь на пароме, собственными глазами посмотришь на эту красоту – впечатления очень сильные!
– Как идут продажи по Корфу?
– Первые июньские рейсы закрыты на 100%. Июль продан на 50%, август – на 40%. Но, в целом, мы уменьшили объем перевозки на Корфу в этом году. Решили проявить осторожность из-за ожидания повышения цен на наземку и введения отельных сборов. В сезоне будет одна цепочка – 14 рейсов (в прошлом году было 23 рейса). Партнер наших фирм, принимающая компания на Корфу – «Канулас Трэвел» – предлагает отличные гостиницы. Отельная база на острове, в целом, небольшая. В то же время заметен резкий рост количества туристов из Европы. Те, кто хотя бы один раз побывал на этом острове, – влюблены в него. Это та самая старая добрая Греция, о которой все мечтают. Туристы там получают тот самый чисто греческий сервис – мягкий, элегантный, четкий. И, конечно, недешевый. Поскольку белорусы люди небогатые, поэтому мы и сократили программу в этом году.
– На кого рассчитана итальянская цепочка?
Лидо-ди-Езоло
– Наш чартер в Триест закрывает сразу три великолепных направления – Италию, Хорватию и Словению. Все курорты, на которые планируем отправлять белорусов, находится в пределах 50 км от Триеста. Во-первых, это итальянская Ривьера с такими курортами, как Лидо-ди-Езоло, Линьяно, Бибионе. Там прекрасные пляжи, великолепные возможности для шопинга и развлечений, да и Венеция недалеко. Во-вторых, курорты Истрийского побережья в Хорватии – давно любимые нашими туристами. Ну, и, в-третьих, отправляясь на чартере в Триест, можно отдохнуть в Словении. Словения – это потрясающий сервис и отличные санаторно-курортные возможности. Раньше мы летали в Тревизо, поскольку это ближе к Венеции, но в этом году сделали ставку именно на возможность отправлять туристов в три страны, поэтому летаем в Триест. Цепочка пока еще не очень большая – летаем один раз в 10 дней (для сравнения – из России в этот регион летает 14 рейсов в неделю!). Возможно, не все еще поняли возможности этой чартерной программы. Чего стоят одни только экскурсионные возможности Италии – они уникальны!
– Новых чартеров не запланировали?
– Идеи есть, но не в этом году! Уровень благосостояния граждан сильно не вырос, поэтому осторожничаем. Не секрет, что в последние несколько сезонов самый главный критерий выбора тура для белорусов – это цена. Мы же видим, что тот же средний класс частично перешел на Затоку. В то же время мы надеемся, что все будет в порядке, все чартерные программы закроются, и туристы получат удовольствие от поездок на море в этом году.
– Спасибо за беседу! Удачи!
Беседовала Лилия КОБЗИК