Меня с детства интересовал вопрос: откуда берутся большие реки? Со временем многое стало понятно, но интерес к тому, как маленький ручеек или болотце превращаются в полноводную реку остался. И время от времени я пытаюсь его удовлетворять. Одна из таких поездок – к истокам Припяти. Мы с краеведом Алексеем Дубровским изучили карту – верховье реки находится на самой границе Украины и Польши, в нескольких километрах от Буга. Решаем добраться туда, а заодно посмотреть, как живут наши южные соседи.
Итак, первое впечатление: шок от украинских дорог – их практически нет! Сразу же после погранперехода Невель мы натыкаемся на такую брустчатку, по которой можно двигаться только со скоростью километров сорок. Водители пытаются ехать справа и слева от основной дороги, но не везде это получается, и приходится трястись основательно. Местные жители потом говорили, что Янукович перед выборами обещал эту дорогу заасфальтировать, даже ремонтные работы начались, но деньги что-то очень быстро закончились…
Первая остановка в деревне Морочное, там живет друг Алексея Дубровского местный краевед отец Павел, который с удовольствием отправляется с нами в путешествие.
Прикольно, конечно, ездить с украинским батюшкой-краеведом, в Беларуси таких я что-то не встречал. Но в этом есть один большой плюс: все встречные бабушки с удовольствием здороваются с отцом Павлом и практически не обращают внимания на наши с Алексеем фотоаппараты.
Огород отца Павла.
Гнездо аистов недалеко от церкви, мы оказались как раз в тот момент, когда на него претендовали две пары. Пришлось наблюдать самую жестокую драку: одна птица сидела на гнезде и защищала его, а вторая раз за разом атаковала, но безуспешно.
Подъезжаем к районному центру Заречное и видим типичную для беларусской глубинки картинку: несколько мужиков с небольшим столиком, цветами, буханкой хлеба и баночкой соли ждут кортеж молодоженов.
Все как у нас: пожелали счастья жениху с невестой, получили выкуп в виде водки и закуски и с удовольствием отпустили свадебный кортеж.
Алексей предлагает завернуть в деревню Серники, где живет бывшая пинская шляхта, а фамилии практически у всех жителей Полюховичи.
Памятник Великой отечественной войне в центре деревни
Все погибшие – Полюховичи.
И снова – свадьба! С нашим отцом Павлом мы вполне на законных основаниях заходим в Серниковскую церковь, где как раз проходит венчание.
После снимка памятника погибшим в Великой отечественной войне меня, конечно же, интересует вопрос: а кто женится? Спрашиваю у стоящих в сторонке парней, они отвечают:
-- Жених Сергей Ружин, а невеста Вера Полюхович, – и тут же добавляют: -- Вторая фамилия лучше!
Мы едем в деревню Коморы – самое глухое место в Зареченском районе. Раньше здесь было сплошное болото, во время разлива Припяти деревня полностью отрезалась от большого мира. Теперь к ней проложена дамба, дорога выложена булыжником, но ее тоже порой заливает. Поэтому справа и слева от дороги стоят вешки, чтобы по ним ориентироваться и не съехать случайно в болото.
Деревня Коморы удивительно напоминает пинские Кудричи – такой же осколочек жизни начала прошлого века, только здесь туристов практически не бывает. По словам Алексея Дубровского когда-то коморчане занимали стратегическое место на слиянии рек Припять и Стоход и контролировали все передвижение по ним, взимая плату за проезд. Отсюда и пошло название деревни…
Пересекаем реку Гнилая Припять (характерное название – не правда ли?). Меня привлекают огромный ковер на воде из цветов калужницы:
По дороге наблюдаем весьма интересные картинки:
Где-то недалеко отсюда легендарная гора королевы Боны. Чтобы найти ее, едем к еще одному местному краеведу, который тоже с удовольствием садится в нашу машину и отправляется в путешествие. Мы забираемся на гору, с которой открывается вид на пойму Припяти.
Чуть позже заглядываем в школьный краеведческий музей в деревне Мутвица. Поразительное дело – и вышивка, и ткацкие изделия, представленные в музее, ничем не отличаются от таких же ручников, сделанных руками мотольских, дрогичинских, ивановских ткачих.
-- Ничего удивительного, -- говорит Алексей Дубровский. – Все эти земли когда-то входили в Пинское княжество, позже принадлежали Пинскому повету. И живут здесь одни и те же полешуки…
Учительница, а по совместительству организатор и заведующая музеем Валентина Николаевна Тумаш долго не хочет нас отпускать, но надо ехать дальше…
Город Любешов, здание коллегиума иезуитов, в котором учился Тадеуш Костюшко. Над входом – памятная доска, а внутри меня привлекает дверь с вывеской «Реставрация подушек». Никогда не думал, что подушки можно реставрировать!
Деревня Млын находится на самом берегу Припяти. Вновь сплошь беларусские фамилии на памятнике погибшим в Великой отечечественной войне. И лодку новую делает Николай Сергеевич Ходкевич.
Нобель – удивительно красивое местечко на полуострове одноименного озера. Церковь стоит на огромной горе, когда-то здесь было языческое капище. Вода поднялась к самой горе, затопив не только огороды, но и могилы…
Мы движемся вперед, я смотрю по карте, выбираю маршрут по проселочной дороге – хочется добраться до озера Белого, по которому проходит граница между Беларусью и Украиной и из которого вытекает канал Белозерский. Половина воды из этого канала уходит в Припять и Днепр, а половина – в Буг. Таким образом именно канал Белозерский является сердцем Днепровско-Бугской водной системы. Но нам не удается преодолеть очередную преграду.
Нас элементарно подводит топографическая карта: мост через канал Хабарище, который вытекает из Волянского озера, могут преодолеть только пешеходы и велосипедисты!
Зато удается сфотографировать польских туристов. Спрашиваю у одного сопливого путешественника: «Нравится поход?» Папа переводит вопрос, малыш шмыгает носом и утвердительно кивает головой.
Старинное кладбище в деревне Залухов. Множество крестов у остатков деревянной церкви. Кажется, движение времени остановилось…
И последняя точка в этом репортаже – шлюз на берегу реки Припять, через который уходит вода сначала в канал Хабарище и озеро Волянское, потом в озеро Белое и канал Белозерский. Вот так банально просто наши предки додумались когда-то взять часть воды в верхнем течении Припяти, чтобы создать Днепровско-Бугскую водную систему и соединить реки Днепр и Буг. Тогда это был огромнейший проект, который имел важное экономическое и стратегическое значение. Теперь Днепровско-Бугский водный путь используется гораздо менее интенсивно. Тем не менее он существует. И у него по-прежнему есть экономические перспективы, а про туристические мы уже и не говорим. Мы их просто показываем.
Припять течет прямо, налево уходит вода к деревянному шлюзу.
(Продолжение в следующем репортаже)